FAIL (the browser should render some flash content, not this).
 

Да

История

4-осные предшественники этого тепловоза строились в США, начиная с марта 1941 года и имели обозначение RS-1. В 1942 году была создана его 6-осная версия — RSD-1.

В 1943 году НКПС Советского Союза поставил вопрос о заказе в США серии таких тепловозов.

С июня 1945 года тепловозы серии Да стали вводиться в эксплуатацию в СССР.

По сравнению с американской версией тепловоза (RSD-1) в модификации для поставки в СССР была изменена осевая формула для уменьшения нагрузки на рельсы: RSD1 — 0-20-0-0-20-0, Да — 0-30-0-0-30-0.

Первоначально полное наименование серии было Да20, а с 1947 года начало встречаться (как в литературе, так и на самих тепловозах) обозначение просто Да.
Тепловоз RSD-1 в железнодорожном музее Tennessee Valley, США

В Советский Союз тепловозы серии Да поступали морским путём через Мурманский и Молотовский (около Архангельска) порты. После транспортировки тепловозы приходилось собирать, после чего их отправляли в подмосковное депо Раменское Московско-Рязанской железной дороги.

При подготовке в июле 1945 года локомотивов для правительственного поезда в Потсдам, где должна была состояться конференция трёх держав, было решено использовать в качестве локомотива прикрытия тепловоз Да20-27. Вскоре после Можайска правительственный поезд остановился на подъёме из-за боксования паровоза. После этого паровоз был заменён тепловозом Да20-27, который вёл поезд до Потсдама[1][2][3].

Всего из США в Советский Союз в первой половине 1945 года поступило 68 тепловозов серии Да. Тепловозы Да20-41 и Да20-50 затонули при морской перевозке.

В связи с необходимостью ремонта тепловозов Да и Дб был построен Астраханский тепловозоремонтный завод.

В конце 40-х годов на базе тепловоза Да, был разработан тепловоз ТЭ1. Тепловоз был выполнен с повторением конструкции тепловоза Да, однако в проект были внесены изменения в связи с переводом размеров с футов и дюймов на метрическую систему. Был изменён диаметр движущих колёс, заменено тормозное оборудование, диаметр цилиндров и ход поршней дизеля и некоторые другие параметры. Первый тепловоз ТЭ1 Харьковский завод транспортного машиностроения выпустил в марте 1947 года.

Тепловозы эксплуатировались около 40 лет. Наибольшее количество тепловозов серии Да было исключено из инвентаря железных дорог СССР в 80-х годах.
Технические данные
Масса тепловоза в служебном состоянии — 121 т
Максимальная скорость — 96 км/ч
Мощность дизеля - 1000 л.с.
Примечания
Поезд № 1
Страницы тепловозной тяги. Часть 1
О них не сообщалось в сводках…Источник: http://omop.su
 
 
ВМДб2ТЭ25К