Савеловский жд вокзал
Адрес Савеловского вокзала: Москва, площадь Савеловского вокзала, дом 2
(метро «Савеловская»)
Справочная Савеловского вокзала: (499) 973-84-82, 266-89-61
(расписание Савеловского вокзала, стоимость жд билетов и наличие мест)
Дежурный по Савеловскому вокзалу: (495) 685-90-00
Савеловский вокзал — один из девяти московских жд вокзалов, пассажирский терминал железнодорожной станции Москва-Бутырская, единственный жд вокзал Москвы, обслуживающий только пригородные пассажирские жд поезда. Савеловский жд вокзал — единственный московский жд вокзал, имя которому дал не город, а село.
От Савеловского жд вокзала Москвы отправляются пригородные электрички до Дубны (туда курсирует также комфортабельный скоростной жд экспресс с остановками в Большой Волге и Дмитрове) и Савелово (Кимры), с остановками по пути их следования на жд станциях — Долгопрудный, Лобня, Дмитров, Талдом и т. д. Часть пригородных поездов следуют на Белорусское направление. Помимо этого с Савеловского вокзала Москвы отправляется аэроэкспресс до московского аэропорта «Шереметьево» (фактически — до жд станции Лобня с пересадкой на автобусы).
Савеловский жд вокзал был построен в 1897—1902 годах. В 1987—1992 годах здание Савеловского жд вокзала Москвы было расширено под руководством Я.В. Шамрая. В 2005 году началась реконструкция и переоборудование Савеловского вокзала и железнодорожных платформ. До реконструкции с Савеловского жд вокзала отправлялось 4 пары пассажирских жд поездов дальнего следования: 2 жд поезда — до Рыбинска, по 1 жд поезду — до Углича и Ленинграда (по ветке через Сонково).
История Савеловского жд вокзала Москвы
Инициатором строительства Савеловской линии Российской железной дороги был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги.
В 1897 году общество получило разрешение императора и приступило к изысканиям, а затем и к прокладке новой железной дороги от Москвы до села Савелово, протяженность которой изначально составляла 130 км. В дальнейшем Савеловскую железную дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.
Сам Савеловский жд вокзал из-за различных проволочек строили долго (с 1897 по 1902 год). Работами по строительству Савеловского жд вокзала Москвы руководил и, предположительно, был автором проекта А.С. Сумароков. Место для будущего жд вокзала было выбрано за пределами Москвы, у Бутырской заставы, где цена на землю в то время была невысока (однако в 1900 году Московская городская Дума, понимая, какие перспективы возникли у данного района в связи со строительством жд вокзала, изменила границы Москвы и Московского уезда, включив Савеловский вокзал в состав города). Туда уже завезли строительные материалы, однако часть железной дороги предложила купить Виндаво-Рыбинская железная дорога, настаивавшая на расположении Савеловского жд воказала в другом месте. Сделка так и не состоялась, однако летом 1900 года, когда Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога была передана в казну, строительство Савеловского жд вокзала Москвы было возобновлено.
10 марта 1902 года возведение Савеловского вокзала Москвы завершилось и состоялось торжественное открытие и освящение жд вокзала. Изначально Савеловский вокзал Москвы назывался Бутырским жд вокзалом (от Бутырской заставы).
Здание Савеловского жд вокзала было одноэтажным, а двухэтажным лишь в центре, где размещались служебные квартиры. В отдалении от Савеловского вокзала располагались казармы и грузовой двор.
К 1980 году здание Савеловского вокзала Москвы сильно обветшало и он перестал справляться с возросшим пассажиропотоком. В 1987 было начато расширение Савеловского вокзала, оконченное 1 сентября 1992 года. Движение пассажирских жд поездов Савеловского направления во время работ не прекращалось. В результате перестройки Савеловский жд вокзал Москвы стал двухэтажным, увеличил внутреннюю площадь в 2, 5 раза, но не потерял своих стилевых особенностей. В 1988 году к Савёловскому жд вокзалу была протянута линия московского метрополитена и открыта станция метро Савеловская.
В начале 2000-х в связи с низким пассажиропотоком предполагалось закрыть Савеловский и Рижский жд вокзалы, однако это не было сделано. Тем не менее, последние пассажирские жд поезда дальнего следования с Савеловского вокзала были переведены на Белорусский жд вокзал и теперь Савеловский вокзал Москвы обслуживает только пригородные электрички Савеловского направления. Часть территории Савеловского жд вокзала Москвы была превращена в терминал компании «Аэроэкспресс», занимающейся доставкой пассажиров в аэропорт Шереметьево.