В Ульяновске представлен «умный вокзал»
Автор: Иван Гребенников
Фото: realty.lenta.ru
Макет разработан компанией «Хевел». По мнению авторов проекта, в недалеком будущем на «умном вокзале» будут применяться солнечные батареи и другие энергосберегающие технологии.
Выставка «Смотрите, это - НАНО!» организована ГК «Роснано». Именно вместе с «Роснано» ОАО РЖД реализует программу «Умный вокзал». РЖД решило привлечь не только «Роснано» но и ряд ее проектных компаний к участию в проекте строительства «умных вокзалов» стоимостью 50 млн. евро.
Компания Анатолия Чубайса намерена предоставлять продукцию наноиндустрии для целей РЖД, в частности, энергосберегающие разработки, композиционные материалы, к примеру, для строительства более легких перекрытий, солнечные батареи, светодиоды и т.д.
«Умный вокзал» – это комплекс систем, позволяющих максимально увеличить эффективность работы здания и прилегающей инфраструктуры, при которой все технические, технологические и организационные процессы происходят с минимальным участием человека. Под «умным вокзалом» понимается весь вокзальный комплекс, включающий в себя как здание вокзала, так и примыкающую к нему инфраструктуру (перроны, платформы, подземные переходы, конкорсы).
Один из основных элементов «умного вокзала» – комплекс автоматизированных систем управления процессами жизнеобеспечения, контроль за работой которых происходит с центрального сервера вокзала.
Всего таких систем пять. Первая объединяет в себе управление и диспетчеризацию инженерного оборудования, включая кондиционирование, вентиляцию, отопление, электроснабжение, водоснабжение и канализацию. Вторая – интеллектуальная интегрированная комплексная система безопасности – подразумевает сбор и обработку информации в ситуационном центре, видеонаблюдение, инженерно-техническую защиту вокзального комплекса, пожаротушение, экологический мониторинг и ряд других задач. Также в комплекс входят система, объединившая в себе все виды связи, система мониторинга состояния зданий и сооружений, и информационно-справочная система.
Пилотным проектом в этой области станет реконструкция вокзала в Анапе, где будут применены такие ресурсосберегающие технологии, как солнечные батареи и система водоснабжения, которая в числе прочего станет накапливать дождевую воду для её последующего использования в бытовых целях.
Специалисты «Роснано» совместно с РЖД проведут в июле 2011 года технический аудит выбранных вокзалов и подготовят предложения по внедрению технологических решений. По итогам предварительного анализа потребностей в солнечных модулях РЖД планируется оснастить железнодорожный вокзал в Анапе 800 солнечными модулями.
Производством этих модулей как раз и займется компания «Хевел» – совместный проект «Роснано» и «Ренова». Кроме солнечных батарей в проекте «умный вокзал» будут использоваться RFID-метки, широко использующиеся в развитых странах, но пока еще практически не применяемые в российской транспортной логистике для доступа и слежения за перемещением грузов и систем безопасности.
Планируется, что в 2011 году новая технология пройдет обкатку на железнодорожном вокзале города Адлер и в случае получения положительных результатов сможет найти применение и на других железнодорожных вокзалах страны.
На создание одного «умного вокзала» РЖД планирует потратить 16, 7 млн евро или 653, 5 млн рублей.
По предварительной информации, размер инвестиций в эту программу оценочно составляет 30 млрд. рублей, из них внешнее привлекаемое финансирование составит около 70%. В процессе первого этапа реализации программы, «РЖД» планирует создать основные централизованные технические средства систем безопасности и информационные коммуникационные сети на наиболее важных вокзалах, на трассе высокоскоростного движения, а так же на 26 вокзалах Московской, Северо-Западной, Северной, Северо-Кавказской железных дорог, где есть необходимые организационно-технические предпосылки.
На втором этапе (2011–2012 гг.) отработанные технологии 3D будут распространены на все крупные вокзалы Дирекции. К 2012 году будут модернизированы восемь вокзалов московского узла и 73 региональных вокзала. Правда эксперты ожидают, что внедрение «умных» технологий столкнется с недостатком опыта российских специалистов.
Директор департамента программ стимулирования спроса ГК «РОСНАНО» Александр Морозов на международной конференции «Энергосбережение и ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте – инвестиции в будущее» в декабре 2010 года пояснил, что обширная инфраструктура ОАО «РЖД» позволяет не только внедрять энергоэффективные технологии, но и вырабатывать дополнительные мощности с целью предложения их на рынке энергоуслуг.
В конце октября минувшего года начальник дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД» Сергей Абрамов и губернатор Свердловской области Александр Мишарин обсудили реализации проекта по созданию «умного вокзала» в Екатеринбурге.
В Екатеринбурге находится управление Свердловской железной дороги, которое обслуживает поезда на территории Свердловской и Тюменской областей, Пермского края, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также часть Омской области и Удмуртии. Здесь же находится единый дорожный центр управления перевозками, который отслеживает все железнодорожные операции на территории этих регионов.
В настоящее время решается вопрос о создании на основе вокзала полноценного транспортно-пересадочного узла, что включает в себя новые подходы к организации движения транспорта, оптимизацию потребления энергетических ресурсов, безопасность и удобство пешеходов, обустройство автостоянок и стоянок городского транспорта. В рамках реализации проекта предусмотрены: модернизация инженерных систем; создание необходимых условий для инвалидов; обустройство привокзальной площади.