Почему Словакия отказывается от широкой колеи РЖД
Подлая Восточная Европа опять портит грандиозные планы России. На этот раз новое правительство Словакии намерено похоронить проект РЖД по строительству ширококолейной железной дороги
Хотя Москва много лет уговаривала Братиславу присоединиться к этой инициативе, расписывая золотые горы, которые принесет Словакии уникальное транзитное положение на единственном железнодорожном пути из процветающей Восточной Азии в не менее процветающую Западную Европу.
Предполагалось построить 505 км ширококолейного полотна от восточных границ Словакии до Братиславы и еще 60 км до Вены. В обеих столицах появились бы специальные логистические центры, где грузы с Востока перегружали бы на узкоколейные поезда для отправки в остальные страны Европы. Из Братиславы – на Юг и Юго-восток, из Вены – дальше на Запад.
По оценкам РЖД, реализация проекта обойдется примерно в 5 млрд евро, но зато позволит в два раза сократить срок доставки грузов между Восточной Азией и Западной Европой (с 28–30 суток по морю до 13–14 суток по железной дороге). А загадочное «высвобождение оборотных средств» благодаря новой дороге может достигнуть $1000 с одного контейнера.
Наконец словацким властям тоже захотелось поучаствовать в «высвобождении средств». В мае 2007 г. тогдашний премьер Словакии Роберт Фицо и его коллега Михаил Фрадков на встрече в Москве договорились, что пятимиллиардной ширококолейке быть. К визиту Медведева в Братиславу в апреле 2010 г. большая часть организационных вопросов была решена. У проекта появились конкретные сроки реализации: 2011–2013 гг. – разработка ТЭО, 2013–2015 гг. – строительство, в 2016 г. – ввод в эксплуатацию.
4 заинтересованных страны (Россия, Словакия, Австрия и Украина) уже создали совместную компанию, которая должна была все это исполнить. Но тут в июне 2010 г. в Словакии произошли парламентские выборы, социалист Фицо их проиграл, и к власти пришла либеральная правая оппозиция. С самого начала новое правительство скептически отзывалось об инициативе РЖД, а 30 сентября на заседании координационного совета проекта в Братиславе новый министр транспорта Словакии Ян Фигель ясно дал понять, что его страна не будет выделятьбюджетные деньги на строительство железной дороги. Кризис, сейчас не до строительных авантюр.
Однако не стоит торопиться обвинять словацких либералов в антирусских фобиях и погоне за дешевой популярностью. Безусловно, Москве было гораздо удобнее договариваться с бывшим комсомольцем Робертом Фицо, чем с заслуженными деятелями антисоветского движения. Но Словакия – далеко не Прибалтика. И даже не Польша с Чехией. В Словакии не будут назло Москве отмораживать уши. Здесь даже у либералов-западников нет какой-то особой ненависти к России. Для словаков главный имперский враг – это Венгрия, советская власть была не так уж и плоха, разгром Пражской весны – это далекая и исключительно чешская обида, а с русскими у словаков сохранилось некоторое чувство славянской общности. Поэтому разыгрывать антирусскую карту в словацкой политике довольно бессмысленно, гораздо эффективнее воспользоваться антивенгерскими или антицыганскими фобиями.
Это может показаться удивительным, но похоже, что в случае с железной дорогой новое правительство Словакии действительно задумалось о национальных интересах страны. И участие в финансировании строительства русской ширококолейки до Вены не совсем в них вписывается. Ведь если вдуматься, то зачем тратить 5 млрд евро на строительство 565 км новой железной дороги и еще нового логистического центра в Вене, когда можно просто построить тот же самый перегрузочный узел в восточной Словакии? Причем там это будет гораздо дешевле, хоть по стройматериалам, хоть по цене земли и рабочей силы. А уже существующие словацкие железные дороги сейчас загружены всего на 30–40%. Вози – не хочу.
Зачем это нужно австрийцам – понятно. Сейчас восточные грузы перегружают где-то в Словакии, а так будут Вене. Тут и новые рабочие места, и дополнительные доходы. У России тоже своя цель. По сути, та же, что и в случае Северного потока. Москва предпочитает иметь дело напрямую с Западной Европой, не связываясь с мелкими посредниками в Европе Восточной.
А что Словакия? Какой ей интерес тратить на это предприятие 811 млн евро бюджетных денег? Ведь после завершения строительства потерявшим работу словацким железнодорожникам останется только сидеть вдоль новых широких путей и любоваться русскими поездами, которые будут проноситься без остановок в направлении Вены. Кроме того, непонятно, что потом делать с оставшимися в стране узкими путями. Словацкие железные дороги – и сейчас убыточное предприятие, требующее регулярных бюджетных дотаций. А если весь восточный транзит уйдет на русскую ширококолейку, то убытки станут астрономическими.
Новое словацкое правительство не страдает русофобией, наоборот, очень боится потерять русский транзит. Они просто предлагают сэкономить огромные деньги, заменив Вену на гораздо более скромную восточную Словакию. Но их инициатива вряд ли найдет понимание у руководства РЖД. Какой сумасшедший откажется продублировать уже существующую железную дорогу еще одной, на 85 мм шире? Ведь речь идет о 5 млрд евро.