Ээл

Тепловоз Ээл — советский серийный грузовой тепловоз с электропередачей.
История
 В целях перевода советских железных дорог на тепловозную тягу, по результатам эксплуатации первых тепловозов было решено положить в основу серии локомотивов построенный в конце 1924 года по заказу Российской железнодорожной миссии в Германии образец ЭЭЛ2, равный по мощности паровозу Э и имевший электрическую передачу.
 После изготовления и испытания двух прототипов (ЭЭЛ5 в Германии и ЭЭЛ9 в СССР), в 1932 году был собран первый усовершенствованный тепловоз, серийное производство которого началось с 1934 года на Коломенском заводе (ведущие инженеры — Н.А. Добровольский, Б.С. Поздняков).
 До снятия с производства было построено, включая опытные образцы, 46 тепловозов серии Ээл, которые, после предварительных испытаний и опытных поездок по Московско-Казанской железной дороге, направлялись в Ашхабад. Решение использовать тепловозы в Средней Азии было вызвано отсутствием там пригодной для заправки паровозных котлов воды и доступностью жидкого дизельного топлива. В процессе эксплуатации был выявлен ряд технических недостатков, в связи с чем конструкция элементов тепловоза постоянно дорабатывалась.
 18 машин, выпущенных в 1937—1941 годах, были оборудованы для применения в качестве передвижных дизель-электростанций.
 В 1948 году Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта разработал проект модернизации отдельных узлов Ээл, что позволило продлить срок их службы.
 Локомотивы, при правильной организации технического обслуживания, показали надёжность и соответствие теническим требованиям своего времени.
 Последние тепловозы серии Ээл, использовавшиеся для поездной работы, были выведены из парка Ашхабадской железной дороги в середине 1960-х годов.
Технические характеристики
 * Осевая формула: 2—50—1
 * Длина: 15710мм
 * Ширина: 3150мм
 * Высота: 5056мм
 * Конструкционный вес: 132 т
 * Сцепной вес: 98 т
 * Нагрузка на движущую ось: 19, 6 т
 * Дизель: MAN, 42БМК-6
 * Мощность дизеля: 1150 л.с. при 450 об/мин
 * Мощность главного генератора: 796 кВт
 * Часовая мощность тяговых электродвигателей: 5 x 140 кВт
 * Конструкционная скорость: 55 км/ч
 * Сила тяги: 21000 кг при скорости до 10 км/ч



 
                    