ТЭ109
Эпоха: IV
Принадлежность: СЖД
Фирма-производитель: различные конверсии моделей от ВТТВ и ROCO
Год начала производства: 1976 (ВТТВ), 1999 (ROCO)
Год окончания производства: 1997 (Tillig), до н.в. (ROCO)
Описание модели
Модели тепловоза ТЭ-109 приписки Октябрьской ж.д. – окрасочные конверсии, осуществлённые на основе моделей BR 130 от BTTB, производившейся в 1980-90-е гг. (арт. 2640/02640) либо BR132 от ROCO.
Во второй половине московским моделистом Александром Волковым по заказу и для коллекции А.Нигияна была выполнена модель ТЭ109конверсия модели тепловоза BR130 от ВТТВ (на основании компоновочноий схемы прототипа, публиковавшейся в журнале «Наука и жизнь» в 1971 г.). Конверсия не только окрасочная: помимо удаления буферов и установки вместо них заглушек-накладок, сделаны двухцветные буферные фонари, установлены металлические поручни у входных дверей и под лобовыми окнами, на крыше добавлены мотор - вентиляторы ЭДТ, прототипично расположены тифоны.
Конверсия А.Загребельского снималась с вагонами ЦМВ для каталога фирмы ТТ-Модель :)
Описание прототипа
Тепловозы этой серии строились Луганским (Ворошиловградским) тепловозостроительным заводом в 1970-е гг. как экспортные машины для колеи 1435 мм. (Опытные ТЭ109-001 и 002 выпущены соответственно в 1968 г. и 1969 гг.). Тепловоз был спроектирован по европейским габаритам, имел мощность дизеля 3000 л.с. и максимальную скорость 100 км/ч (в пассажирском варианте – 140 км/ч). На тепловозе серии ТЭ109 впервые в СССР была применена электрическая передача переменно-постоянного тока.
На сети МПС эксплуатировались экспериментальные тепловозы ТЭ109-001 и 002, а также 2ТЭ109-001, 002 и 003 (ТЭ109-001 – до 1988 г.) и изготовленные в 1977-78 гг. для промышленных предприятий Минцветмета СССР ТЭ109 с № 003 по № 033. Тепловоз ТЭ109-002 находится на ст. Голутвин, Московской ж.д. Кузов его заварен, но он стоит на своих тележках. В отличие от остальных машин серии, кузов его покрашен в зелёный цвет, а не в красно-кирпичный. Из промышленных ТЭ109 иную окраску имел только синий ТЭ109-015, ещё в 1990-е гг. работавший на Красноуральском медеплавильном комбинате Свердловской обл. В железнодорожных музеях России серия не представлена; 2ТЭ109-002 - экспонат Брестского музея (Беларусь).