ТЭМ2
Самый распространенный маневровый тепловоз, ставший "классикой" по компоновке, среди тепловозов капотного типа.
Предназначен для выполнения вывозной и маневровой работы на станциях железных дорог и промышленных предприятиях.
Под названием ТЭМ-2 скрывается не одна модель тепловоза, его конструкция претерпела ряд усовершенствований на основе опыта эксплуатации в самых разных условиях.
Впервые на ТЭМ-2 была применена система для управления тепловозом одним машинистом с любой стороны.
Тепловоз односекционный. Силовая установка состоит из дизеля марки ПД1М и электрической передачи постоянного тока. Тяговый генератор прикреплен к дизелю через фланец. Привод колесных пар индивидуальный с опорно-осевой установкой тяговых двигателей.
Компрессор, вспомогательный генератор возбудитель и вентиляторы тяговых двигателей имеют механический привод. В выпускной системе дизеля применено искрогасящее устройство, а на всасывании стоит глушитель шума.
Холодильник тепловоза оборудован секциями для охлаждения масла дизеля. Имеется система автоматического регулирования температуры воды и масла.
Доступ к оборудованию, расположенному под капотом, обеспечивается через двухстворчатые двери. Тележки тепловоза трехосевые, с одноступенчатым сбалансированным рессорным подвешиванием.
Основные характеристики | |
Мощность дизеля, л.с. | 1200 |
Осевая характеристика | 30-30 |
Служебный вес*, тс | 120 |
Род передачи | Электрическая |
Нагрузка от оси на рельсы, тс | 20 |
Конструкционная скорость, км/ч | 100 |
Скорость при продолжительном режиме, км/ч | 11, 1 |
Сила тяги при продолжительном режиме, тс | 20, 4 |
Колесная база тележки**, мм | 4200 |
Расстояние между шкворнями тележек секций, мм | 8600 |
Минимальный радиус проходимых кривых, м | 80 |
Габаритные размеры тепловоза, мм: | |
длина (по осям автосцепок)*** ширина высота (от головки рельсов) | 16970 3120 4355 |
Запасы, кг: | |
топлива масла для дизеля и гидропередачи воды песка | 5400 430 1050 2000 |
Год постройки опытного образца | 1960 |
Серийный выпуск | 1968 |
В числителе - при маневровом режиме, в знаменателе — при поездном режиме.
* — служебный вес (с 2/3 запаса топлива, песка, полным запасом масла и воды) и нагрузка от оси на рельсы даны расчетные, практически допускают отклонения +-3%.
** — диаметр колес всех тепловозов широкой колеи 1050 мм (кроме ТГК и ТКГ-2 — 900 мм), узкой колеи 600 мм (кроме ТУ-2 и ТУ-3, где диаметр колес соответственно 900 и 750 мм).
*** — для узкоколейных тепловозов — длина по буферам.