Локомотивы Ростова » Информация для пассажиров » Развитие рынка железнодорожных контейнерных перевозок
Развитие рынка железнодорожных контейнерных перевозок
Объем железнодорожных контейнерных перевозок в мире растет на 8-10% ежегодно. В России увеличение контейнерооборота составляет более 20% и по своим темпам в несколько раз опережает среднемировые показатели. Специалисты полагают, что при умеренном сценарии развития событий объем железнодорожных контейнерных перевозок до 2010 года возрастет до 34-х млн., а по оптимистическому прогнозу – до 37, 5 млн.Тем не менее, доля пригодных для перевозки в контейнерах грузов в России пока составляет 30%, а в общем объеме железнодорожных перевозок контейнеры занимают всего-навсего 1, 5% (В развитых европейских странах этот показатель колеблется от 10 до 70%). Столь низкий процент обусловлен не уровнем платежеспособного спроса, а самой спецификой российской экономики, которая базируется на экспорте сырьевых товаров; а контейнерные грузы – готовые продукты.
По мнению специалистов перспективы развития рыночного сегмента железнодорожных контейнерных перевозок весьма неплохие. А при решении ряда проблем с развитием терминальной инфраструктуры и ликвидацией дефицита подвижного состава, а также при совершенствовании качественных характеристик парка контейнеров и фитинговых платформ для их перевозки, вполне можно говорить о динамике прироста объема перевозок грузов в контейнерах в 20-25% ежегодно вплоть до 2008-2010 годов. В частности инвестиционной программой ОАО «РЖД» планируется к 2010 году вложить в инфраструктуру контейнерных перевозок около 10 млрд.рублей, в том числе предполагается закупить 27 тысяч крупнотоннажных контейнеров и 10 тысяч фитинговых платформ.
Транспортный потенциал и выгодное географическое положение России позволяют ей эффективно участвовать в международном товарообмене, широко используя Транссибирский сухопутный мост и другие МТК, проходящие по ее территории. Пока с использованием транспортной системы России перевозится менее 1 % от общего объема грузов в связях стран Азии и Европы, однако путь по территории России является максимально привлекательным для крупных грузовладельцев с точки зрения минимизации транспортных издержек. При прокладке новых транзитных путей Россия могла бы помочь ведущим экономикам мира существенно сократить расходы на доставку грузов, в том числе за счет железнодорожных контейнерных перевозок
Говоря о проблемах, заметно мешающих дальнейшему качественному развитию сквозных интермодальных контейнерных перевозок, большинство участников рынка сходятся в том, что именно недоразвитость транспортной инфраструктуры на железной дороге, а также технологическая отсталость в организации перевозок, в ближайшее время может стать серьезным ограничителем экономического роста России. Одним из серьезных факторов, ограничивающих развитие железнодорожных контейнерных перевозок, остается недостаточное техническое оснащение части контейнерных терминалов. В частности, требуется их доукомплектация подъемным оборудованием, предназначенным для работы с 40-футовыми контейнерами.
Отсутствие в России современных логистических центров является сдерживающим фактором в привлечении грузов к перевозке в контейнерных поездах, а также к расширению географии их обращения. Отсутствие адекватной контейнерной инфраструктуры внутри страны, кроме того, тормозит и процесс комплексной контейнеризации транспортной системы.
Подводя итог, можно смело констатировать, что рынок контейнерных железнодорожных перевозок находится в ожидании перемен от количества к качеству и развивается гораздо быстрее ожидаемого.
Источник: журнал «РЖД-Партнер-контейнер», №1, 2006.