FAIL (the browser should render some flash content, not this).
 
Локомотивы Ростова » Новости железнодорожного транспорта » Политика » Павел Игумнов: Сохранить систему распределения необходимо

Павел Игумнов: Сохранить систему распределения необходимо

В нашем регионе только в структурных подразделениях Дальневосточного государственного университета путей сообщения сохранилась процедура распределения выпускников. О том, как она работает в условиях реформирования ОАО «РЖД» и чем руководствуется выпускник при выборе будущего места работы, рассказал проректор по региональной и кадровой политике ДВГУПСа Павел Игумнов (на снимке).

– Павел Валерьевич, как прошло распределение в этом году?

– Результаты показывают, что специалисты со средним образованием, подготовленные во всех филиалах нашего университетского комплекса, практически на 100 % трудоустроены.

Процент трудоустройства выпускников с высшим образованием также высок. Около 87 % студентов находят себе рабочее место. Это объективные цифры, 100 % здесь не может быть. Кто-то вообще не собирается трудоустраиваться: получают второе высшее образование, кто-то готовится стать мамой.

Примерно 60 % наших студентов устраиваются на предприятия железнодорожного транспорта. Все заказы этой отрасли мы выполнили полностью, для нас это самая главная задача. Проблем с целевиками нет, все годы такой студент ездит на практику на одно предприятие, не теряет с ним связь, его там знают, и туда он идет работать с удовольствием.

Так, в этом году на железные дороги отправятся 114 выпускников института тяги и подвижного состава. Из них 62, 2 % – целевики. 45 выпускников института транспортного строительства станут молодыми специалистами на Дальневосточной железной дороге. Только трое из них не обучались по целевому договору.

– Ежегодно на встречах со студентами представители дорог и дирекций предлагают вакантные рабочие места. Как идет их заполнение?

– К сожалению, полностью закрыть дополнительную потребность в специалистах мы пока не можем, но работа ведется. Условия, которые предлагают предприятия выпускникам, достаточно хорошие, есть места, где предоставляют квартиру, готовы трудоустроить супругов. Однако в этом году только четыре студента-бюджетника согласилось поехать в регионы.

У железной дороги очень хорошая репутация. Для своих молодых специалистов ОАО «РЖД» делает многое. Но уже третий год мы наблюдаем рост конкуренции со стороны других предприятий, особенно за специалистов в энергетической сфере. И железнодорожники здесь проигрывают.

Предложения, которые идут от энергетической отрасли, – лучше. Поэтому два года мы не можем удовлетворить дополнительную потребность железнодорожников в специалистах-энергетиках. Все наши энергетики – и бюджетники, и коммерческого набора – трудоустроились сами. Уровень зарплаты и условий труда настолько высок, что они не приняли предложения от Дальневосточной и Забайкальской железных дорог.

– Чем руководствуются современные студенты при выборе будущего места работы?

– Сегодня молодой специалист знает себе цену. Он понимает, что легко может трудоустроиться в том месте, где комфортнее жить и работать. Не все выпускники согласны работать за 15–20 тысяч, единицы готовы уехать из Хабаровска. Современная молодежь хочет жить в крупных городах, где хорошо развита инфраструктура. Студенты, которые приезжают из небольших городов, любыми путями пытаются закрепиться в Хабаровске. Большинство из них успешно находит работу.

В этом на данный момент и заключается опасность для железнодорожной отрасли. Такое положение может привести к тому, что предприятия столкнутся с нехваткой профессионалов.

Чтобы работать эффективно с теми, кто не обучается по целевому договору, у нас в университете создан Центр карьеры, он помогает студентам найти работу. Но сегодня очень сложно уговорить молодого человека поехать в регион. Только процедура подготовки кадров по целевым договорам и распределение позволяют закрепить молодежь на линии. Это единственный шанс для железнодорожных предприятий сохранить тот потенциал, что есть сегодня.

Получается так, что огромные денежные средства вливаются в регионы, внедряются новые технологии, а высококвалифицированных специалистов, которые будут там жить и работать, развивая и осваивая территорию, найти сложно. Опыт показывает, что решить вопрос закрепления молодых специалистов в отдаленных регионах можно только привлекая местную молодежь, которая по целевому договору от предприятия получит образование и стопроцентно вернется обратно.

– Как реформа ОАО «РЖД» повлияла на работу по распределению?

– Тот целевой заказ, что мы выпускаем сегодня, сформировался еще до реформы. Отделяясь, дирекции автоматически забирают себе целевиков. Пока мы работаем со всеми. Но если раньше дорога централизованно контролировала подготовку и распределение студентов, обучающихся по целевым договорам, то сегодня каждая дирекция решает эти вопросы самостоятельно. И возникает вопрос: будет ли наше сотрудничество продолжаться также эффективно. Мои опасения именно в этом. Вуз смотрит на шаг вперед, и пока не ясно, что будет завтра.

Наш опыт показывает, что в крупных энергетических корпорациях – Газпроме и других компаниях, работающих на Дальнем Востоке, – система централизованной подготовки кадров, их сопровождения и дальнейшего распределения не сохранилась. Как бы и у железнодорожников она не стала отмирать.

Все наши выпускники сегодня нарасхват. Пока железнодорожная отрасль работает в очень комфортных кадровых условиях. Благодаря налаженной системе подготовки высококвалифицированных кадров у нее есть задел. Однако специалисты – «скоропортящийся товар». Если они уйдут в другую сферу, через год их уже надо переучивать. Сохранение целевой подготовки для железнодорожных предприятий очень важно для нас, но в два раза важнее оно для ОАО «РЖД».

Разрушить сложившуюся за десятилетия систему легко, а на восстановление уйдут годы и колоссальные финансовые средства. И суммы, которые сейчас предприятия выделяют на подготовку специалистов, обучающихся у нас по целевым договорам, в разы ниже тех, что придется направить на восстановление системы распределения.

Кроме этого следствием отказа от распределения станет потеря связей университета с предприятием, переквалификация профессорско-преподавательского состава, устаревание учебно-лабораторного оборудования, учебно-методической базы. И для того чтобы восстановить все это, понадобятся десятилетия. Университет – это инерционное предприятие, он не может перестроиться заранее, ведь от начала подготовки специалиста и до его выпуска проходит пять лет, и это надо учитывать.

В ходе реформы компании необходимо сохранить сложившуюся централизованную систему целевой подготовки кадров для всех предприятий железнодорожного транспорта. Мы с ОАО «РЖД» одна команда и должны пережить реформу успешно.

Пока все идет хорошо. Но руководители даже не должны сомневаться в том, сохранить или нет целевую подготовку специалистов с дальнейшим их распределением. Ответ должен быть однозначным – сохранить. Ведь кадры – это основа компании, кадры решают все.

Автор: Екатерина Крюкова

 
 
Преодолеть «синдром зелёного огня»Лето по классу ТГ21