FAIL (the browser should render some flash content, not this).
 
Локомотивы Ростова » Атомный поезд vs. электровозы и тепловозы

Атомный поезд vs. электровозы и тепловозы

18 февраля 2011 года вице-президент РЖД Валентин Гапанович объявил о том, что в конце июля текущего года будет показан макет атомного поезда, оснащенного силовой установкой в виде реактора на быстрых нейтронах. Новый поезд будет состоять из 11 вагонов, представляющих собой научно-выставочный комплекс. В создании поезда с атомной силовой установкой будут принимать участие «Российские железные дороги» и «Росатом». Стоимость данного проекта пока не просчитывалась.

Разработка проекта атомного поезда велась еще в СССР в 1950-х годах прошлого столетия. Надо отметить, что в то время идея использования атомной энергии охватила весь мир, и разные страны пытались разрабатывать кто атомные автомобили, кто самолеты, а некоторые даже атомные пылесосы. Но прижились только атомные электростанции и атомные подводные лодки.

Поезд с атомной силовой установкой, который мог бы появиться в середине 20 века, должен был служить решением для целого ряда задач: работать в условиях отдаленных районов Крайнего Севера, обеспечивать электроэнергией небольшие поселки, расположенные в глуши.

Учитывая габариты и массу существующих в советские времена атомных реакторов, поезда могли бы ходить только по сверхширокой колее, в три раза превышающей стандартные 1, 52 метра. Более того, реализация данного проекта требовала возведение инфраструктуры обеспечения атомного поезда – это новые дороги, новые станции, мосты, развязки, предприятия обслуживания и т.д. С точки зрения экономической целесообразности этот проект оказался слишком дорогим, поэтому он так и не был завершен.

Возвращаясь в наше время, следует отметить, что принципиальных препятствий для внедрения проекта по использованию атомной энергии в грузовых и пассажирских перевозках не существует. Их не было и 60 лет назад, если не брать во внимание цену вопроса. Но за более, чем полвека многое поменялось: атомные реакторы стали компактнее, безопаснее, экологичнее, в связи с чем отпала необходимость в строительстве новых железнодорожных коммуникаций с увеличенной шириной колеи.

Несмотря на то, что стоимость проекта остается неизвестной, можно с полной уверенностью сказать, что его реализация потребует огромных вложений. Во-первых, строительство ядерных реакторов на быстрых нейтронах обходиться гораздо дороже, чем водо-водяные реакторы, которые широко используются на атомных электростанциях и атомных подводных лодках. Во-вторых, использование в составе железных дорог атомных поездов требует серьезной проработки вопроса о безопасности их передвижения из-за высокой аварийности установок с использованием реакторов на быстрых нейтронах. И, наконец, в-третьих, эксплуатация атомного поезда, как и 60 лет назад, требует построения инфраструктуры и пунктов перезарядки реактора.

Наиболее заинтересованными в построении атомных поездов могут оказаться добывающие компании. Им выгоднее проложить железнодорожный путь напрямую от месторождения до предприятия и избежать создания инфраструктуры по обеспечению поездов с атомной силовой установкой.

 
 
Siemens и РЖД заключили меморандумAllegro – значит быстроПроизводство высокоскоростных поездов