ЭТ2
По инициативе РАО "ВСМ" на Торжокском вагоностроительном заводе (АО "ТВЗ") в Тверской области был организован выпуск электропоездов постоянного тока. К разработке конструкторской и технологической документации было привлеченоно Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения (ЦКБ ТМ, г. Тверь).
За основу была взята конструкция электропоезда ЭР2Т, выпускаемого РВЗ в Латвии. В августе 1993 года ТВЗ выпустил первый десятивагонный электропоезд, который был обозначен как ЭТ2 ("Электропоезд Торжокский 2-я модификация"). Коммерческое название электропоезда — "Былина".
С распадом СССР производство электропоездов было начато также на Демиховском машиностроительном заводе (ДМЗ). Между ДМЗ и ТВЗ развернулась конкурентная борьба за быстрейший выпуск первого Российского электропоезда. На экспериментальное кольцо ВНИИЖТ для испытаний электропоезда ЭТ2-001 и ЭД2Т-0001 прибыли в один день.
В связи с тем, что ТВЗ входил в комплекс предприятий ВПК, на первых электропоездах ЭТ2 была принята своя нумерация вагонов: головные вагоны имели номера 01 и 10, моторные — 02, 04, 06, 07, 09, прицепные — 03, 05, 08, т.е. в порядке, в котором вагоны были вцеплены в состав. Впоследствии нумерация вагонов была приведена к стандартному виду (четные номера — моторные, нечетные — прицепные, 01 и 09 — головные).
Кузова вагонов имеют длину 19, 6 м, установлены на безчелюстные тележки. На электропоезде ЭТ2 применены комплеты электрооборудования производства РЭЗ (Латвия), аналогичные установленным на электропоездах ЭР2Т. Кузова вагонов изготовлялись на ТВЗ, а тележки вагонов — на заводах в Твери и Тихвине.
Основное отличие электропоезда ЭТ2 от ЭР2Т — применение жестких "антивандальных" сидений из стеклопластика. Планировка кабины машиниста и пассажирских салонов, расположение электроаппаратуры осталось как на ЭР2Т последних выпусков. Имеются небольшие отличия в конструкции кузова.
Электропоезда ЭТ2 направлялись, в основном, на Октябрьскую и Свердловскую дороги.
В феврале 1999 года ТВЗ выпустил шестивагонный электропоезд ЭТ2Л-027 повышенной комфортости. Поезд состоит из двух обычных вагонов и четырех — первого класса, в одном из которых оборудован буфет. Салоны вагонов оборудованы мягкими креслами (по схеме 2+3), столиками, люминесцентными светильниками, экологически чистыми туалетами.
Начиная с электропоезда №028 по аналогии с электропоездами ЭД4 Торжокский завод также устанавливать комплекты электрооборудования, разработанные и изготовленные Российскими заводами (ВЭлНИИ, НЭВЗ, Электросила). Такие электропоезда получили обозначение ЭТ2М. Первый электропоезд ЭТ2М-028 был изготовлен в сентябре 1999 г. и поступил на Свердловскую ж.д.
В конструкцию лобовой части головного вагона ЭТ2М внесены небольшие изменения по сравнению с ЭТ2. В салонах установлены люминисцентные светильники, пластиковые сидения новой конструкции. Изменения внесены также в конструкцию пульта машиниста. Теперь он производится в Новочеркасске и внешне напоминает пульты, устанавливаемые НЭВЗ на электровозах.
На Торжокском заводе в 1998-1999 г. по заказу Октябрьской ж.д. была выпущена партия головных вагонов электропоездов для замены вышедших из строя. Наряду с серийными головными вагонами ЭТ2 выпускались также модернизированный их вариант. Головные вагоны, получившие обозначение ЭТ2Р, могли работать как в составе электропоездов семейства ЭР2Р, ЭР2Т, ЭТ2, так и в составе поездов ЭР2.
На основе конструкции серийных электропоездов ЭТ2 и ЭТ2М в 1999 г. на Торжокском вагоностроительном заводе был изготовлен опытный четырехвагонный электропоезд ЭТ2А-001 с асинхронным тяговым приводом.
© Алексей Потелещенко