FAIL (the browser should render some flash content, not this).
 

Азербайджанская Железная Дорога

Начало жизни

Первая железная дорога широкой (1524 мм) колеи в Азербайджане была введена в эксплуатацию в 1880 году. Это был участок Баку — Сабунчи — Сураханы, и предназначался для перевозок нефти из месторождений на Апшеронском полуострове в Бакинский порт. В 1883 году в эксплуатацию была введена магистральная железная дорога Баку — Елизаветполь — Тбилиси. В 1890 году была построена железная дорога Баку — Дербент — Петровск-Порт, которая соединила Азербайджан с основной территорией России.

Дальнейшее развитие

До установления Советской власти в Азербайджане пути сообщения были развиты слабо. Так, в 1913 году протяженность железнодорожных линий составляла 837 км.
Первая мировая и гражданская войны нанесли значительный ущерб транспорту. Однако с первых же дней восстановления Советской власти в Азербайджане начались работы по восстановлению, реконструкции, обновлению и расширению всех видов транспорта.
Баку - Сабунчи - Сураханинская электрифицированная железная дорога - первая электрифицировання железная дорога в Азербайджане и во всем бывшем СССР. Она была построена и открыта 6 июля 1926 года с вводом в строй электрифицированного участка Баку - Сабунчи - Сураханы. Изначально участок был электрифицирован под напряжение 1650 в постоянного тока, позднее он был переведен на напряжение 3300 в. Баку - Сабунчи - Сураханинская электроветка с моента основания была выведена из состава Закавказской ЖД и переподчинена Бакинскому Городскому Совету, однако в 1940 году вновь былапередана в состав управления железной дороги в Баку.
В республике были построены новые современные железнодорожные линии (Алят - Джульфа с веткой Миндживан - Кафан, Османлы - Астара с веткой Сальяны - Нефтчала). В результате длина железнодорожных линий к 1960 году увеличилась по сравнению с 1913 годом в два раза.
Азербайджанская железная дорога оснастилась современными электровозами, тепловозами, пассажирскими и грузовыми вагонами. Были построены новые электрофицированные дороги в Бакинском (Апшеронском) районе, электрофицирован железнодорожный участок Алабашлы - Кушчинский мост и так далее. В 1950 году протяженность электрофицированных железных дорог в республике составляла 68 км, а в 1960 году достигла 226 км.
В те годы Азербайджанская железная дорога перевозила большое количество промышленной, сельскохозяйственной и другой продукции. Главным образом перевозились нефтепродукты, железная руда, трубы, хлопковая продукция, черные металлы, лесные и минерально-строительные материалы. В 1960 году объем отправления грузов увеличился против 1913 года в 9, 6 раз, прибытия - в 10, 1 раза. В 1960 году было перевезено 47 млн. пассажиров (на 17, 5 млн. больше, чем в 1940 году).

Строительство и ввод в эксплуатацию железных дорог

Баку-Сабунчи-Сураханы - 1880г.
Баку-Гянджа-Акстафа-Тбилиси - 1883г.
Баку-Баладжары-Дербент-Петровск-Порт - 1900г.
Улуханлы-Шарур-Джульфа - 1908г.
Аляты-Минджевань (ветка на Кафан) - 1936г.
Сабунчи-Маштаги-Бузовны - 1936г.
Минджевань-Джульфа - 1941г.
Аджигабул-Османлы-Астара (с ветками) - 1941г.
Кольцевые ветки в Баку и Баладжарах - 1936-1942гг.
Евлах-Ханкенди (изначально узкой колеи 950мм, перешита отдельными участками в 1955-70гг.)- 1942г.
Сураханы-Кала-Бузовны - 1948-49гг.
Алабашлы-Кушчинский мост - 1950г.
Линии на Апшеронском полуострове - 1953-57гг.
Мингечаур-Гидроузел - 1958г.
Баглар-Бильгя - 1952г.
Бильгя-Пиршаги-Сумгаит - 1968-70гг.
Гюздек-Наливная - 1970г.
Аджигабул(Кази-магомед)-Ширван(Али-Байрамлы) - 1971г.
Гюздек-Карадаг - 1972г.
Джорат-Сумгаит-Гл. - 1973г.
Забрат II-Пиршаги - 1973г.
Евлах-Белоканы - 1985г.

Электрификация общей сети

После электрификации Баку - Сабунчи - Сураханинской железной дороги были электрифицированы все остальные участки Бакинского пригородного железнодорожного узла.
1933 г. — до ст. Забрат
1935 г. — до ст. Маштаги
1939 г. — до ст. Бузовна
1949 г. — Сураханы — Кала-Бузовна, тем самым создана Апшеронская кольцевая электрифицированная дорога.
1959 г.- между станциями Баглар-Бильгя.

С 60-х годов началась электрификация магистральных железных дорог.
1961 г.- между станциями Баладжары и Дуванный.
1963 г. Гянджа — Акстафа, Алабашлы — Кушчинский мост, Баладжары-Сумгаит-Главный и дале до ст. Сумгаит-город.
1971 г. Аджигабул (Кази-магомед)-Али-Байрамлы
1972 г. Аджигабул (Кази-магомед)-Евлах-Гянджа.
1973 г. Сумгаит-Ялама, Аляты-Главный-Али-Байрамлы, Акстафа-Беюк-Кясик.

В 1979 году с электрификацией участка Дербент - Махачкала Северо-Кавказской железной дороги была открыто прямое сообщение на электротяге между Москвой и Баку.
1989 г. Джульфа - Шарур.
1989 г. Али-Байрамлы — Имишли.
После распада СССР

До 1991 года Азербайджанская железная дорога организационно состояла из трех отделений (Бакинское, Гянджинское и Нахичеваньское). После обретения независимости Азербайджана и отделения его железных дорог от структуры МПС СССР, были проведены реформы по организационной структуре.
Так, из трех отделений две (Бакинская и Гянджинская) были ликвидированы и переданы в прямое управление службы движения. Кроме того, взамен ранее существовавщих главных управлений служб локомотивного, вагонного хозяйства, службы пассажирских перевозок были созданы производственные объединения (ПО), к которым и переподчинялась инфраструктура, ранее принадлежавшая службам. Так, все локомотивные депо были введены в состав ПО "Локомотив". Особенностью и положительным свойством данных реформ служила ликвидация ранее существовавших и дублирующих друг друга органов.
Текущее общее состояние АГЖД:
Общая протяженность железных дорог - 2125 км; из них двухпутные - 800 км, развернутая длина - 2995 км.
Электрифицировано (по системе постоянного тока напряжением 3кв) - 1278 км.
Автоматической блокировкой оборудованы - 1600 км.
Плотность железных дорог (км/10000 кв. км.) - 242.0 (на 1996 год).
На железных дорогах эксплуатируется подвижной состав следущих серий:
Электровозы ВЛ8, ВЛ23, ВЛ11м, ВЛ10у, Е4s, ВЛ11м4. Ранее в экспулатации находились электровозы ВЛ22м.
Тепловозы магистральные ТЭ3, 2М62, 2ТЭ10м/3ТЭ10м.
Тепловозы маневровые ТЭМ2, ТЭМ2у, ТЭМ2ум, ЧМЭ3, ЧМЭ3т. Ранее экспулатировались ТЭМ1.
Электропоезда ЭР2. Ранее экспулатировались Ср3.
На долю современных железных дорог Азербайджана приходится около 40 % грузооборота (2007 год) и до 25 % пассажирооборота. В 1980 году доля железных дорог в общем грузо/пассажирообороте составляла 80 % и 50 % соответственно, объем перевозимых грузов в 1987 году достиг 120 млн.тонн. Падение объемов перевозок было связано с развалом СССР, нарушением экономических связей, конфликтом в Нагорном Карабахе. Все эти явления резко снизили долю железных дорог в перевозках по стране. Пик кризиса перевозок пришелся на 1991-93 годы. С 1995 года начался процесс оживления и наращивания уровня перевозок. С 2000 года рост объема перевозок стал увеличиваться минимум на 25 % ежегодно. В 2007 году по железным дорогам было перевезено до 35 млн. тонн грузов.
Сеть железных дорог общего пользования в Азербайджане и вся его инфраструктура принадлежит Азербайджанской Государственной Железной Дороге — АГЖД — государственной организации, эксплуатирующей железные дороги общего пользования. Помимо АГЖД права операторов перевозок имеют также компании Middle East Petrolium и Azersun, владеющие грузовым вагонным парком, имеющие лицензию на перевозки нефти по железным дорогам.
 
 
Байкало-Амурская Железная ДорогаМосковско-Киево-Воронежская Железная ДорогаПодвижной состав для перевозки контейнеров