FAIL (the browser should render some flash content, not this).
 

Горьковская Железная Дорога

Горьковская магистраль – одна из старейших железных дорог Рос сии. Она ведет свое начало от Московско-Нижегородской дороги, построенной в 1862 году.

Московско-Нижегородская железная дорога проходила по территориям Московской, Владимирской, Нижегородской губерний. Связывала Центр России с Поволжьем и восточными районами страны; играла важную роль в снабжении Москвы сельскохозяйственными продуктами, а также в доставке товаров на Нижегородскую ярмарку. Основные линии: Москва — Владимир (движение открыто в 1861), Владимир — Нижний Новгород (1862). Протяжённость (1862) — 410 вёрст (земляное полотно отсыпалось под два пути, одноколейный путь до 1875). Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м гг. 19 в. Известно выступление в печати Н. П. Щеглова с предложением о прокладке железных дорог между Петербургом и Нижним Новгородом. Эту идею поддерживали многие прогрессивные деятели, в т. ч. М. С. Волков, статью которого в защиту железнодорожного транспорта в России предполагал напечатать А. С. Пушкин в журнале «Современник» (1836). Вопрос о прокладке железной дороги был решён окончательно в 1857. Концессию на строительство получило Главное общество Российских железных дорог, которое исполнительная власть передала Главному центральному управлению, руководимому французским инженером К. Коллияьон. Практические работы велись под руководством русских инженеров, среди которых было немало выпускников института Корпуса инженеров путей сообщения (в т. ч. А. И. Дельвиг). При прокладке трассы использовали данные, полученные изыскателями при съёмке на местности во время подготовки к строительству шоссейного тракта Москва — Нижний Новгород (в 1845). Строительные работы начались на участке Москва — Владимир в мае 1858; на линии Владимир — Нижний Новгород к работам приступили весной 1859. На строительство привлекались вольнонаёмные рабочие и по принудительному найму крестьяне из прилегающих губерний. На дороге уложены первые рельсы, произведённые казённым Камско-Воткинским заводом. Возведены искусственные сооружения, в том числе Городищевский, Ковровский и Галичский мосты.

Построены 27 железнодорожных станций, депо, вокзалы, шпалопропиточный завод, железнодорожные мастерские (наиболее технически оснащённые в Коврове), жилые дома для служащих и рабочих: работали библиотеки, больницы. Подготовка кадров велась в училищах (в Коврове и Нижнем Новгороде). Открытие движения состоялось на всём протяжении дороги 1 августа 1862, но ещё в течение 2–3 лет продолжались работы по укреплению насыпей, усилению искусственных сооружений, развитию станций. Начальником дороги в 1863–68 был И. Ф. Кёниг. В 1878 были уложены вторые пути на участке Москва — Владимир (237 вёрст), в 1892 — до Нижнего Новгорода. В 1888 в подвижном составе эксплуатировались 3623 товарных и 268 пассажирских вагонов. До 1894 дорога принадлежала Главному обществу железных дорог. В 1893–95 Московско-Нижегородская железная дорога объединена с Московско-Курской железной дорогой и Муромской железной дорогой, управление в Москве. Чистый доход — в пределах 4, 7% от основного капитала (273 млн. руб. в 1900). В мае 1918 дорога передана в ведение НКПС (Народный комиссариат путей сообщения СССР).

В 1936 в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения из состава Московско-Курской железной дороги (информацию о ней можно найти в «Истории Московской железной дороги») была выделена Горьковская железная дорога (в 1932 Нижний Новгород переименовали в Горький), а из состава Московско-Казанской – Казанская железная дорога.

В 1961 в результате слияния Горьковской и Казанской магистралей возникла Горьковская железная дорога.

Сегодня Горьковская магистраль протянулась на 5734 км от станции Петушки (Владимирская область) до станции Дружинино (Свердловская область).

ГЖД обслуживает 15 субъектов Федерации, среди которых 6 респуб лик (Мордовия. Чувашия, Удмуртия, Татарстан, Марий-Эл. Башкортос тан), 8 областей (Московская, Вла димирская, Нижегородская, Киров ская. Свердловская, Вологодская, Рязанская, Ульяновская) и Пермс кий край.

Услугами дороги пользуются 205 административно-территориальных районов, где проживает более 14 миллионов человек. Проходя по территориям, где сосредоточено наи большее количество российских городов-миллионников, ГЖД явля ется одной из дорог с наибольшим пассажиропотоком.

Большое транспортно-экономи ческое значение имеет сравнитель но близкое расположение штатного города ГЖД — Нижнего Новгорода — к столице России. Линия Нижний Новгород — Москва — одна из наи более интенсивно используемых в Российской Федерации.

По ГЖД проходит нейтральный участок Транссибирской магистра ли, отсюда ее большое транзитное значение. Тем не менее, зона ответ ственности ГЖД также является тер риторией значительного исходною отравления грузов, среди которых – нефть и продукты ее переработки, продукции химических предприятий и предприятии, производящих сельхозудобрения; предприятий металлургического комплекса и машиностроения, предприятий по заготовке и переработке лесной продукции, строительные грузы.

ГЖД – одна из самых техничес ки оснащенных дорог Российской Федерации. Удельный вес электротяги в перевозках составляет около 90 процентов. Ежегодно дорога пе ревозит более 90 млн. пассажиров и отправляет более 44 млрд. тонн гру зов. Дорожный фирменный центр транспортного обслуживания может выполнить заказ по отправке груза в любую страну мира.

В 2005 году вступили в строй новые или генерально реконструиро ванные вокзалы на станциях Ижевск, Казань. Кукмор, Шумерля, Котельнич, Ковров, Йошкар-Ола, Урень, В 2006 году введены новые вокзалы на станциях Алатырь, Семе нов, пригородный вокзал на станции Горький-Московский и Нижнем Новгороде. В текущем году после генеральной реконструкции от крылся вокзал на станции Вурнары.

В 2007 году сократили время на хождения в пути 24 поезда дальнего следования магистрали за счет улуч шения состояния пути, совершенствования расписания, а также за счет оптимизации маршрута следования между пунктом отправления и пунк том прибытия. Успешно ревизуется программа движения межрегиональных ускоренных пригородных электропоездов «Экспресс». В настоящее время Нижний Новгород связан экспресс-маршрутами со всеми сосед ними крупными городами: Кировом, Казанью. Муромом, Владимиром.

Новую страницу в истории маги страли открывает проект скоростного движения на линии Нижний Новгород — Москва. Регулярное движе ние со скоростью 160 км в час на уча стке Нижний Новгород — Москва запланировано открыть и августе 2008 года.

До августа 2008 года будут осуществлены масштабные комплекс ные мероприятия по переустройству железнодорожной инфраструктуры на участке Нижний Новгород – станция Петушки.
 
 
Московско-Брестская Железная ДорогаМосковско-Виндаво-Рыбинская Железная ДорогаКитай - поезда нового типа