FAIL (the browser should render some flash content, not this).
 

Октябрьская Дорога

Объединяет северо-западные участки европейской части отечественных железных дорог, пролегает по территории Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской областей и Карелии. Управление дороги в С.-Петербурге. Эксплуатационная длина дороги (1991) 10 186 км, в т. ч. 900 км за Полярным кругом. Территория районов тяготения дороги составляет 620 тыс. км2. Октябрьская железная дорога граничит с Московской (ст. Поварово I, Осуга, Ховрино, Савелово, Шаховская), Северной (ст. Кошта, Малеяьга, Сонково), Белорусской (ст. Езерище, Алеща), а также с железными дорогами Финляндии (ст. Лужайка, Кивиярви, Светогорск, Сювяоро, Вяртсиля) и Балтии (ст. Иван-город, Зилупе, Пыталово, Печоры-Псковские). Крупнейший на Октябрьской железной дороге узел - Петербург, в котором действуют две сортировочные станции - Петербург-Сортировочный Московский (одна из самых больших на дороге и решающих по объему грузовых перевозок на европейской части железнодорожной сети страны) и Шушары. Большие объемы работ выполняют ст. Ховрино (в пределах Московского узла), а также Волховстрой, Бологое, Березки, Великие Луки, Беломорск. Октябрьская железная дорога - вторая по протяженности после Московской и первая по времени постройки ряда участков крупная магистраль России. В ее состав первоначально вошли четыре железнодорожные линии. Головным участком Санкт-Петербург - Витебского направления является бывшая Царскосельская железная дорога, день начала движения на которой 30 октября (11 ноября) 1837 считается днем начала регулярных железнодорожных сообщений в России. В 1838 дорога была достроена до Павловска; общая протяженность ее составила 27, 6 км. Паровозная тяга (вместо конной) на всем протяжении дороги была введена весной 1838.

Крупнейшая в середине 19 в. Петербург-Московская магистраль была введена в эксплуатацию в 1851 (в 1855-1923 называлась Николаевской железной дорогой) и имела протяженность 649, 7 км. Проект дороги отличался тщательной проработкой, трасса имела исключительно прямое направление. Принятая ширина колеи 1524 мм стала общегосударственной колеей на сети железных дорог России вплоть до 70-х гг. 20 в. Подвижной состав для дороги был построен на Александровском литейном заводе (см. Октябрьский электровагоноремонтный завод). К началу эксплуатации на линию было поставлено 164 паровоза, 2669 вагонов. На линии Петербург-Гатчина, головном участке Петербург - Варшавского направления, движение началось в 1853. Это была первая в России двухпутная железная дорога с левосторонним движением, которое было изменено на правостороннее в конце 40-х гг. 20 в. Дорога впоследствии вошла в Северо-Западные железные дороги. Четвертая дорога из состава старейших железнодорожных линий, входящих в Октябрьскую железную дорогу, - дорога между Петербургом и Петергофом (Петродворцом) открыта в 1857; в начале 60-х гг. продлена до Ораниенбаума (ныне Ломоносов), построена ветка Лигово - Гатчина, продленная позже до Нарвы и далее.

В начале 20-х гг. 20 в. в состав Октябрьской железной дороги вошли бывшие частные железные дороги, проложенные по правому берегу Невы, а также линии, принадлежавшие ранее Финляндии и проходившие по территории России: участок Петроград - Госграница (ст. Белоостров), после 1945 продленный до ст. Лужайка. Этот участок является головным на Выборгском направлении. В 1959 Октябрьской железной дороге передана Ленинградская железная дорога, входившая до 1840 в Северо-Западные железные дороги, в составе которых находились бывшая частная Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога (Ленинград - Витебское направление), а также линии Ленинград - Варшавского и Ленинград - Балтийского направлений. В 1959 к дороге присоединена Кировская железная дорога (быв. Мурманская), а в 1963 - часть Калининской. В состав дороги входит также ряд кольцевых линий и веток, сооруженных для обслуживания Ленинградского узла.

В Октябрьскую железную дорогу входит 10 отделений: Московское, Бологовское, Ленинград - Московское, Ленинград - Витебское, Ленинград - Финляндское, Псковское, Волховстроевское, Петрозаводское, Мурманское, Ржевское. В работе Октябрьской железной дороги преобладает ввоз как из других областей России, так и из-за рубежа. Вместе с морскими портами Октябрьская железная дорога играет существенную роль в экспортно-импортных операциях. В 80-е гг. Октябрьская железная дорога превратилась в мощную технически оснащенную магистраль: на главном Петербург - Московском направлении после реконструкции пути впервые в СССР наряду с обычными пассажирскими и электропоездами организована эксплуатация скоростных электропоездов ЭР200, а водить составы стали высокоскоростные электровозы ЧС200. На основных направлениях введена автоблокировка и диспетчерская централизация. Около 30% линий электрифицировано. Большой объем сортировочной работы выполняется на автоматизированных сортировочных горках. На многих станциях внедрена комплексная механизация загрузки вагонов.

Дорога одной из первых закончила восстановление хозяйства, разрушенного в период Гражданской войны и военной интервенции. Приказом НКПС от 27 феврале 1923 переименована в Октябрьскую. В годы Великой Отечественной войны дорога стала фронтовой магистралью. Были организованы автомобильно-железнодорожная "Дорога жизни" через Ладожское озеро и "Дорога Победы" (Шлиссельбург - Поляны). За обеспечение перевозок и восстановление разрушенного железнодорожного транспорта звание Героя Социалистического Труда присвоено 12 железнодорожникам. В 50-60-е гг. на Октябрьской железной дороге внедрен ряд ценных инициатив, направленных на совершенствование перевозочного процесса: формирование тяжеловесных поездов, учет вагонов под накоплением при формировании составов не только в сортировочных парках, но и на подъездных путях и в других местах для сокращения времени их простоя. В конце 70-х гг. на ряде грузовых станций дороги совместно с промышленными предприятиями внедрена эффективная технология погрузки, в результате чего сократился простой вагонов под грузовыми операциями в среднем на 1, 4 ч. Впервые на сети железных дорог на первой сортировочной станции Ленинград-Сортировочный Московский, построенной в 1879, был осуществлен автоматический роспуск составов с помощью электронной системы АРС, разработанной специалистами Института Гидротранссигналсвязь и работниками дороги. Внедрение этой технологии позволило повысить перерабатывающую способность сортировочных горок станции на 30%. Новая комплексно-механизированная технология перевозки удобрений позволила высвободить 33 тыс. вагонов. На Октябрьской железной дороге осуществляется планирование грузовой работы по единым планам для всех видов транспорта. Разработку планов осуществляют ВЦ Петербургского морского торгового порта и дороги. Прогрессивная форма совместной работы по перевозке грузов дает значительную экономию времени и средств.

Дорога награждена орденом Ленина (1966).
 
 
Алма-Атинская Железная ДорогаКуйбышевская Железная ДорогаЖелезнодорожный вокзал Самары