Преодолеть «синдром зелёного огня»
В полку высокоскоростных прибыло
Начало современному высокоскоростному движению было положено в 2005 году подписанием документов с немецкой компанией Siemens AG на поставку восьми поездов Velaro Rus. В Германии строились поезда, а на главном ходу ОЖД началась модернизация всех устройств.
17 декабря 2009 года – официальная дата открытия высокоскоростного движения на железных дорогах нашей страны. В этот день началось ежедневное обращение электропоезда «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом. А через год, в декабре 2010-го, началось регулярное движение электропоезда «Аллегро» по маршруту Хельсинки – Санкт-Петербург. Россия присоединилась к странам, уже имеющим высокоскоростное движение: Германии, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Финляндии, Японии, Китаю.
Кто же тот пилот?
Когда заходишь в салон «Сапсана» и слышишь: «на борту нашего поезда…», возникает ощущение, что это не железнодорожный экспресс, а космический корабль или, как минимум, океанский лайнер. И невольно задаёшься вопросом: кто же тот капитан или пилот, которому доверено управлять этим чудом техники?
На этот вопрос есть вполне конкретный ответ. Согласно инструкции «О порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных поездов «Сапсан» по железнодорожным путям общего пользования ОАО «РЖД», утверждённой распоряжением № 2528р от 11.12.2009 г., локомотивная бригада должна быть сформирована из машиниста не ниже 2-го класса квалификации и помощника, не менее года имеющего права управления. Это условие предполагает наличие опыта поездной работы. Но, помимо этого, члены бригады должны пройти специальное техническое обучение: изучение инструкций, нормативных документов, требований охраны труда, а также особенностей конструкции и устройства скоростных электропоездов – на практических занятиях, с отработкой навыков вождения на тренажёре. А затем выдержать испытания перед строгой комиссией.
Как показывает практика, подготовку таких кадров целесообразно проводить в специальном учебном центре – структурном подразделении Центральной дирекции.
Есть такой центр
30 августа 2010 года президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписал приказ № 145 «О создании Центра подготовки персонала по обслуживанию высокоскоростных поездов – образовательного структурного подразделения Дирекции скоростного сообщения – филиала ОАО «РЖД». И такой Центр, впервые в практике Российских железных дорог, был организован на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге и начал работать 1 декабря 2010 года. В настоящий момент штат его полностью укомплектован опытными преподавателями, высококлассными программистами. В их числе: преподаватель (специализирующийся по «Аллегро») Александр Пегушин, ведущий программист Роман Шийка, заместитель начальника по учебно-производственной работе Эльвира Пирогова и другие. «Для усиления» командирован из Северо-Западной дирекции опытнейший инструктор по обучению рабочих массовых профессий Александр Белый.
Учебный процесс здесь строится по двум направлениям, одно из них – техническое обучение машинистов-скоростников и их помощников. Два раза в год они проходят тут переподготовку: 40 учебных часов с отрывом от производства. Такая интенсивность обусловлена изменением кадрового состава (каждый год нужно проходить специальную скоростную медицинскую комиссию) и особенностями сезонного режима работы (летом интенсивность перевозок возрастает вдвое). Небольшие группы (по 2–9 человек) занимаются в учебных аудиториях, в современном компьютерном зале. Изучают конструкции и системы управления скоростными поездами и отрабатывают порядок действий в нештатных ситуациях.
С января 2011 года в Центре прошли техническое обучение 10 групп – петербуржцы, москвичи, нижегородцы, то есть практически все члены локомотивных бригад, занятых в скоростном движении. Скоро они пойдут уже по новому кругу.
Вторым направлением работы Центра являются курсы целевого назначения. На них с сентября 2010 года подготовили 43 помощника машиниста для работы в скоростных бригадах. В ближайшее время будет набрана первая группа слесарей, которых обучат экипировке таких суперэкспрессов. В августе Центр примет первозимников. В будущем здесь станут готовить проводников, бортинженеров.
Единственный в России
Главный козырь Центра – уникальный, единственный в России, тренажёр электропоезда «Сапсан» стоимостью 2, 5 млн евро. Он установлен на систему подвижности, повторяющую реальное движение высокоскоростного экспресса. Эта система, разработанная для ОАО «РЖД», состоит из шести исполнительных элементов с электрической винтовой передачей, трёх цилиндров для пневматической амортизации нагрузки, подвижной платформы, прокладок и блоков управления. Система позволяет имитировать следующие эффекты: продолжительный разгон по прямой и кривой; толчок при трогании поезда с места, плавный разгон; торможение до полной остановки, включая экстренное; толчок при прохождении стрелочного перевода; уклон пути и возвышение наружного рельса на кривом участке.
Со специальной станции (пульта) управления тренажёром задаются различные параметры: погодные условия, время суток, маршрут приёма поезда, его неисправности, показания сигналов светофора, нештатные ситуации… И машинист, находящийся в кабине, должен адекватно и быстро среагировать на все эти «раздражители» и выполнить при этом свою основную задачу – выбрать правильный режим ведения поезда. По словам специалистов, тренажёр создаёт акселерационные ощущения. А попросту говоря, он полностью имитирует реальный рейс с посадкой-высадкой пассажиров, за которой можно следить с помощью видеонаблюдения; с подачей песка для лучшего сцепления колеса с рельсом в непогоду и т.д. и т.п. И при этом моделирует аварийные ситуации, заставляя бригаду собраться и принять единственно верное решение.
Дело в том, что у машинистов-скоростников возникает так называемый «синдром зелёного огня». Путь для них всегда открыт, и это рождает привыкание, притупляет бдительность. Преодолеть этот синдром и помогает сей уникальный тренажёр.
Поскольку он первый и единственный в России, для эксплуатации тренажёра требуется постоянное взаимодействие с фирмами-изготовителями. Вопросами организации его обслуживания, программного обеспечения занимается заместитель начальника Центра по технической части Никита Богомолов, принимавший непосредственное участие в его монтаже, в разработке методики тестирования скоростных бригад.
Своими глазами
Мне довелось посидеть в кабине тренажёра и на себе испытать его возможности. Надо сказать, что условия там абсолютно идентичны оригиналу. Даже лобовое стекло – под тем же наклоном.
Итак, в путь. Наш поезд отправляется со станции Торбино главного хода ОЖД. Первая остановка, и через камеры заднего вида наблюдаем, как выходят и садятся пассажиры. Начинается дождь, ограничивает видимость, и на какое-то мгновение она пропадает совсем. Приехали! Но не надо паниковать. На страже главный прибор КЛУБ (комплексная локомотивная унифицированная система безопасности). Не дремлет и помощник – контролирует и страхует машиниста. В рамках регламента переговоров доводит до него информацию обо всех ограничениях скорости, наблюдает за путевыми сигналами. Высокоскоростной помощник – больше чем помощник, он подобен штурману.
Продолжаем движение и вдруг узнаём, что в 4-м вагоне самопроизвольное отпускание тормоза. В таких случаях для устранения технической неисправности в реальной жизни подключают бортинженера, начальника поезда или помощника машиниста. Для машиниста важно не допустить лишней стоянки, не нарушить графика движения поезда. Но он должен знать, что делать, если случится выброс пути или на него положат посторонние предметы, если произойдёт обрыв контактного провода или, не дай бог, вспыхнет электрическая дуга…
Идёт отработка порядка взаимодействия между членами поездной бригады. Это, если можно так выразиться, ещё одна функция тренажёра.
И планов громадьё
Главное впечатление от посещения Центра: он работает, он развивается, у него большие перспективы.
• Полным ходом идёт создание макета (масштаб 1:87), наглядно демонстрирующего совмещённое движение разного вида поездов, в т.ч. высокоскоростных. Это будет не красивая игрушка, а современное учебное пособие с цифровой системой управления по радиоканалам, с реальным соотношением скоростей. Самое активное участие в подготовке макета принимает техник Алексей Хомутинников, который более 40 лет занимается моделированием и в настоящее время возглавляет кружок на Малой Октябрьской.
• Поставлена задача – преодолеть информационный дефицит (нет специальной литературы). Недавно вышло в свет учебное пособие «Организация высокоскоростного движения на железных дорогах РФ». В числе трёх его авторов – Алексей Ширяев, начальник Центра. Группа его сотрудников подготовила к печати ещё одно коллективное издание «Тренажёры ВСП «Сапсан».
Таким образом, решается самая сложная задача. Нужна нормальная учебная литература, чтобы работник мог самостоятельного изучать материал в удобное для себя время.
Большую помощь Центру оказывают генеральный директор Дирекции скоростного сообщения Дмитрий Пегов, начальник Северо-Западной дирекции Алексей Ушаков. Они рецензируют учебные планы и программы, участвуют в экзаменационных комиссиях, способствуют обеспечению оперативной информацией, содействуют в решении административных и финансовых вопросов.
Центр работает в тесном контакте с ПГУПСом. Он – первый учебный центр, вступивший в Ассоциацию техникумов и колледжей железнодорожного транспорта.
Автор: Елена Ануфриева