FAIL (the browser should render some flash content, not this).
 

Киевский вокзал (Москва)

Киевский вокзал стоит на месте, некогда называвшимся Дорогомиловская слобода. Впервые в летописи эта местность названа Дорогомиловом в 1412 году в правление Великого князя Василия III. Примерно в это же время сюда были переселены из села Вязьмы "государевы ямщики" – крестьяне, освобожденные от всех повинностей, но взамен этого обязанные заниматься "ямской гоньбой" – перевозить пассажиров и грузы. В конце XVI веке Борис Годунов поселил по обеим сторонам Большой Дорогомиловской улицы ямщиков, образовавших ямскую извозчичью слободу. В 1638 году в слободе насчитывалось 74 двора, а в 1653 году - 87 дворов.

В конце XIX века набиравшее силу "Общество Московско-Киевско-Воронежской железной дороги" решило проложить путь к Москве со стороны Брянска. Удобное сообщение между Москвой и Киевом создавало условия для эффективного экономического развития обширных районов России. Разрешение Совета Министров на строительство дороги было получено летом 1895 года.

Для этих целей Дорогомилово подходило как нельзя лучше. Здесь имелась масса свободных, не занятых капитальной застройкой земель: это были в основном огороды, дровяные склады, пустоши. Без особых затрат на снос домов и строений здесь можно было разместить железнодорожное хозяйство.

Правление железной дороги обратилось к властям с просьбой отвести под застройку участок земли, известный под названием "Бережковские огороды". Дума не возражала. Однако внимание правления обратили на то, что с устройством грузовой и пассажирской станций движение по мосту через Москву-реку и вдоль ее берега к товарной станции значительно усилится. Между тем, набережная в том месте не устроена, в половодье ежегодно размывается, а Бородинский мост значительно обветшал. В связи с этим город потребовал обустроить набережную Москвы-реки от моста до владений железной дороги и, главное, построить новый Бородинский мост.

Всего под железнодорожные пути и устройство станций в Дорогомилове из владений Москвы отходило в собственность дороги 88660 кв. саженей земли. Основная часть отчуждаемой земли была в аренде у крестьян Балабановых. Дороге отошли и земли рядом стоящей церкви Тихвинской Божьей Матери.

В 1897–1899 годах пустынная когда-то окраина Москвы превратилась в огромную стройку. Самый большой отрезок земли дорога выделила под товарную станцию, где довольно быстро вырос солидный кирпичный пакгауз, появились крытые железом навесы для складирования грузов и товарная контора (здание конторы сохранилось до наших дней).

К марту 1899 года станция практически была готова. 29 июня 1899 года состоялось освящение помещений Брянского вокзала. Первое здание вокзала представляло собой вытянутую постройку с двумя подъездами провинциального вида. Ни одна станция в Москве не служила таким частым поводом для едких карикатур. Высмеивались и уездный облик здания, и пассажиры с носами, закопченными от керосинок, и скупость железнодорожной компании, которая "украсила Москву таким срубом". На открытках тех дней можно было увидеть это маловыразительное деревянное здание длиной по фасаду в 45 саженей (общая площадь – 200 кв. саженей).

Новый Брянский вокзал не украшал город – это было унылое, одноэтажное здание. Создавалось впечатление его временности, быть может оттого, что многие ожидали увидеть монументальный столичный вокзал. Но "временное пассажирское помещение" простояло полтора десятка лет.

1 августа 1899 года была открыта железная дорога. Из Москвы в Брянск отправился первый почтово-пассажирский поезд. К открытию вокзал украсили пышно и изобретательно: перед зданием устроили шатер, куда привезли особо чтимые иконы. На открытие новой дороги собрались московские власти, городской голова князь В.М. Голицын, множество почетных гостей во главе со строителем дороги, инженером М.И. Григорьевым.

После открытия новой линии по ней ходили всего два пассажирских поезда. Товарные же перевозки с первых дней стали активно расти. Дорогомилово было единственным местом в Москве, в котором железнодорожные перевозки легко было увязать с Москвой-рекой и развивающимся судоходством.

В 1912 году правление дороги смогло выделить средства на строительство нового здания вокзала. Разработка проекта была поручена архитектору И.И. Рербергу. Главный фасад с колоннами, задуманный в строгом стиле неоклассицизма, архитектор развернул к Москве-реке. Все пространство до берега в то время было тесно застроено небольшими домиками, конюшнями, сараями. Закладка нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны — 28 мая 1914 года.

Несмотря на трудности военного времени, здание возводилось строго в соответствии с проектом. Высокие двухсветные солнечные залы с колоннами ничем не напоминают прежний вокзальный коридор, куда с трудом протискивались приезжие с узлами и чемоданами.

Перекрытие над железнодорожными перронами (дебаркадер) создано по проекту архитектора В.Г. Шухова. Это грандиозная, величественная, и вместе с тем изящная конструкция из стекла и металла, напоминающая парящий в воздухе прозрачный купол. Сегодня дебаркадер является памятником архитектуры и инженерного искусства. По результатам детального обследования несущих конструкций в 2003 году было принято решение о проведении ремонтно-реставрационных работ дебаркадера. Стоимость ремонта составила более 700 млн рублей. Все реставрационные работы проводились в соответствии со старинными чертежами. Обновленный дебаркадер остеклен листами из монолитного поликарбонада со специальной защитой от ультрафиолетовых лучей. Кроме того, на вокзале обновлены платформы и проложены дополнительные железнодорожные пути.

Строительство вокзала продолжалось несколько лет и было закончено уже после революции в 1920 году.

Новый вокзал стал олицетворением преемственности между античностью и новой эпохой, которая, по мнению современников Шухова и Рерберга, должна была стать веком "нового Ренессанса". Здание было нетипичным для архитектуры Москвы начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну.

В 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский. Новое название было связано с магистральным направлением железной дороги, а затем ассоциировалось с наименованием образованного в 1936 году административно-территориального района, куда вошло и Дорогомилово.

10 июля 1935 года был утвержден генеральный план реконструкции Москвы, в котором было записано, что "площадь Киевского вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учетом ансамбля Москвы-реки".

В 1940-45 гг. с северной стороны был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и вестибюлем станции метро "Киевская" (архитектор Д.Н. Чечулин). После войны в 1952–1953 годах была сооружена новая станция, центральный зал которой спроектировали архитекторы Л.В. Лилье, В.А. Литвинов, М.Ф. Марковский и В.М. Добровольский, а надземный вестибюль – архитекторы И.Г. Таранов и Г.С. Тосунов. В 1954 году здесь же построен подземный зал станции Киевская-кольцевая.

В 1976 году были сооружены помещения для автоматических камер хранения ручной клади. При реставрационных работах 1979-1981 годов была несколько модернизирована кровля перронного зала, воссозданы элементы первоначальной внутренней отделки.

Киевский вокзал связывает Москву с городами Украины и Молдавии.
Оотсюда отходят поезда на Рим, Стамбул, Афины, Вену, Софию, Будапешт, Прагу, Бухарест, Белград. Прямые электропоезда с Киевского вокзала связывают Москву с такими городами: Апрелевка, Наро-Фоминск, Балабаново, Обнинск, Малоярославец, Калуга.
 
 
Казанский вокзал (Москва)Белорусский вокзал (Москва)Станция Малошуйка