FAIL (the browser should render some flash content, not this).
 

Павелецкий вокзал (Москва)

О сооружении Павелецкого вокзала в Москве впервые заговорили в 1895 году в связи с ожидаемым строительством новой железнодорожной линии Павелец - Москва. Разрешение на это строительство добилось Общество Рязанско-Уральской железной дороги - одна из самых крупных железнодорожных компаний России в конце XIX века.

Московская городская управа, Министерство путей сообщения и Общество Рязанско-Уральской железной дороги тщательно выбирали место для будущего вокзала. Специально созданная комиссия обсудила ряд вариантов, среди которых были предложения разместить "станцию в местности Дровяной и Конной площади" или "в другой местности Замоскворечья", или даже "у Спасской заставы, решившись на постройку железнодорожного моста через реку Москву". Наконец, комиссия остановила свой выбор на местечке Кожевники на юго-востоке Москвы.

Пассажирскую станцию было решено расположить на улице Зацепа, а товарную - вдоль Даниловской улицы. "Избранное для станции Обществом Рязанско-Уральской железной дороги место более всякого другого отвечает нашим интересам", - говорилось в обращение фабрикантов и заводчиков в городскую управу от 2 сентября 1897 года.

Получив участки земли под станцию, Рязанско-Уральская железная дорога обязалась возвести над Серпуховским шоссе путепровод, принять участие в перестройке Малого Краснохолмского моста через Водоотводный канал, а также устроить перед пассажирским зданием площадь "длиною вдоль Зацепы не менее 70 сажен и шириною от пассажирского здания до Зацепы не менее 20 сажен".

19 января 1900 года на линии Павелец - Москва открылось движение поездов. Новый вокзал в Москве к этому времени еще не был готов, поэтому первые поезда из Павельца приходили на Курский вокзал. Однако вскоре Первопрестольную украсил Саратовский вокзал - так он именовался в документах (по имени города Саратова - крупнейшего узла сети дорог Общества Рязанско-Уральской дороги). Название "Павелецкий" утвердилось только после Великой Отечественной войны.

Архитектор А. Красовский спроектировал изящное удобное здание длиной 39, 3 саженей, шириной 10, 65 саженей, высотой в два этажа, с третьим - над средней частью здания и с мансардами над боковыми выступающими частями. Построено оно было из кирпича на бутовом фундаменте. Фасад был облицован специальным кирпичом, а цоколь - тесаным камнем. В центре вокзала располагался операционный зал, отделявший залы для пассажиров 1 и 2 класса от помещений 3 класса. Второй этаж был отведен под служебные помещения, квартиру начальника станции и жилье сторожа и буфетчика. По фасаду вокзала со стороны путей шли служебные помещения, парадные комнаты и выходы на платформу.

С постройкой вокзала жизнь на Зацепе оживилась. Привокзальная площадь вскоре была застроена каменными домами, магазинами, трактирами, гостиницами. К вокзалу провели конку, а затем трамвай. Справа от вокзала расположился Зацепский рынок, слывший самым дешевым в Москве.

В начале 80-х годов XX века началась реконструкция Павелецкого вокзала, в ходе которой его площадь увеличилась в шесть раз, а пропускная способность - в четыре раза.

3 ноября 1987 года обновленный Павелецкий вокзал принял первых пассажиров. Архитекторы А. Гурков, С. Кузнецов и А. Воронцов сумели сохранить архитектурный облик и стиль прежнего вокзала. Кстати, старое здание не было разрушено - оно стало частью современного комплекса. Снаружи новый вокзал кажется одноэтажным, но на самом деле за фасадом помещаются три уровня пассажирских помещений и технический этаж. От старого вокзала сохранены два зала с их первоначальным декором, подкупольные пространства органически вошли в объем интерьеров, придав им торжественность.

На современном Павелецком вокзале могут разместиться и получить качественное обслуживание около 10 тысяч человек. 3 августа 2002 года открылась скоростная транспортная система Москва Павелецкая - аэропорт Домодедово.
 
 
Рижский вокзал (Москва)Московский вокзал (Санкт-Петербург)ЧС4