Детская железная дорога в Новомосковске
Малая Новомосковская ж.д.
Открыта 26 мая 1955 года
Полная длина: 2.3 км
Длина главного пути: 1.944 км
1 станция Березки, 2 платформы Пионерская, Юннатская
СЦБ: автоблокировка
Подвижной состав: тепловозы ТУ2-126, ТУ2-241, 4 вагона ПВ-51, ранее были паровозы 159-121, 159-556, Гр-211, тепловоз ТУ3-003, вагоны Pafawag
Адрес: 301670, Тульская обл., г.Новомосковск, ул.Бережного, 1а
Телефон: (08762) 3-96-50
Решение о строительстве Новомосковской ДЖД было принято 15 июня 1953 года на общем собрании трудового коллектива комбината «Москвауголь».
Строительство дороги велось силами комбината. Было построено 2.3 км пути (из них главный путь – 1944 метра), двухпутное локомотивное депо на два стойла, станционные постройки, несколько водопропускных труб.
По окончании строительства, 17 декабря 1954 года, дорога была передана Министерству путей сообщения и 26 мая 1955 года состоялось ее торжественное открытие.
Кольцо детской железной дороги проложено в городском парке, вокруг каскадных прудов, разделенных плотиной. До начала строительства ДЖД, на этом месте была лесополоса, а на месте прудов – овраг. Сейчас это – излюбленное место отдыха горожан.
Первоначально на маршруте было два остановочных пункта – станция Березки и платформа Пионерская. В 1979 году была построена еще одна платформа Юннатская. В настоящее время эта платформа не используется, поезда на ней не останавливаются.
В организации движения поездов по Новомосковской ДЖД есть еще одна необычная для современных детских дорог особенность – в расписании есть скорые поезда. В отличие от обычных, они не делают остановки на платформе Пионерская.
С момента открытия дороги на ней работали два паровоза серии 159 (159-121, 1935 года постройки и 159-556, 1938 года постройки). Впоследствии их сменили паровозы Гр. Один из этих паровозов (Гр-211, 1950 года постройки) был получен с Эстонской ж.д. и проработал на ДЖД до 1970 года включительно. В 1970 году дорога получила тепловоз ТУ2-241, а в 1971 году еще один – ТУ2-126 после капитального ремонта. Эти тепловозы продолжают нести службу на ДЖД до сих пор. В 1970 году непродолжительное время работал тепловоз ТУ3-003, который затем был передан на вновь открывшуюся Ярославскую ДЖД.
В 60-х годах вагонный парк дороги включал 7 пассажирских вагонов Pafawag и одну грузовую платформу. Впоследствии старые вагоны были списаны и заменены 4 вагонами ПВ-51 1979 года выпуска, которые используются до сих пор. (По некоторым данным, эта замена произошла в 1985 году.)
Интересной особенностью этого состава можно считать то, что все вагоны имеют разные названия: 1 – без названия, 2 – Орленок, 3 – Чебурашка, 4 – Экскурсионный.
Довольно интересен сам процесс доставки подвижного состава на ДЖД. Железнодорожные платформы колеи 1520 мм с погруженным на них узкоколейным подвижным составом выводятся на перегон между станцией Урванка и платформой Московская. На участке, где путь детской железной дороги проходит параллельно пути колеи 1520 мм (на схеме – слева), подвижной состав с помощью железнодорожного крана перегружается с платформ прямо на пути ДЖД.
Первые годы движение существования дороги движение, поездов осуществлялось по электрожезловой системе. С 1972 года дорога оборудована односторонней автоблокировкой, межстанционной телефонной связью, поездной радиосвязью. Все стрелочные переводы имеют ручной привод. Интересно, что на дороге используются одновременно как линзовые светофоры (станция Березки), так и прожекторные (пл.Пионерская, пл.Юннатская).
Сейчас Новомосковская ДЖД располагает хорошо оборудованным двухэтажным учебным корпусом на станции Березки.
(Информация с сайта "Детские железные дороги" http://www.dzd-ussr.ru)