Ярославский жд вокзал
Адрес Ярославского вокзала: Москва, Комсомольская площадь, дом 5
(метро «Комсомольская»)
Справочная Ярославского вокзала: (495) 921-08-17, 921-59-14
(расписание Ярославского вокзала, стоимость жд билетов и наличие мест)
Дежурный по Ярославскому вокзалу: (495) 266-93-20
Багажное отделение Ярославского вокзала: (495) 266-61-23
Стол находок и камера хранения Ярославского вокзала: (495) 266-83-10
Ярославский вокзал — один из девяти московских жд вокзалов, пассажирский терминал железнодорожной станции Москва-Ярославская Пассажирская, крупнейший железнодорожный вокзал Москвы по объёму пассажирских жд перевозок, ежедневно обслуживающий около 300 пар пассажирских жд поездов.
Ярославский жд вокзал связывает Москву с крайними районами Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока (здесь начинается самая длинная в мире Транссибирская железнодорожная магистраль Москва — Владивосток длиной 9302 км), а также со столицами Китая, Монголии, КНДР. Ярославский вокзал Москвы принимает на себя часть пассажиропотока Нижегородского направления Курского вокзала по соединительной железнодорожной ветке Фрязево — Мытищи (начиная с 1978 года).
Рядом с Ярославским железнодорожным вокзалом расположен наземный павильон станции московского метро «Комсомольская», Казанский вокзал и Ленинградский вокзал, платформа Каланчёвская Курского, Рижского и Смоленского направлений МЖД.
Ярославский вокзал Москвы имеет 16 железнодорожных путей, 6 из которых обслуживают пассажирские жд поезда дальнего следования, 2 жд пути — поезда «Спутник», 8 жд путей — остальные пригородные жд поезда.
История Ярославского жд вокзала Москвы
В XVII веке на современной площади трех вокзалов раскинулось обширное Каланчевское поле. На западе оно доходило до середины современной Большой Спасской улицы, где в XVII веке стоял деревянный царский дворец. Этот дворец имел вышку, по-татарски «каланчу», отчего назывался Каланчевским дворцом, а по нему и простиравшееся к востоку, до Красного пруда, поле тоже получило название Каланчевское.
На месте нынешнего Ярославского вокзала с конца XVII века находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов, со многими деревянными строениями. Артиллерийский двор располагался на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал около 20 гектаров. Мимо него пролегала дорога на Красное село и дальше на восток. В 1812 году Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся там снарядов (взрыв потряс дома всей восточной части Москвы).
В 1862 году между Красным прудом и Николаевский вокзалом (сейчас — Ленинградский вокзал) был построен маленький железнодорожный вокзал Ярославской железной дороги, жд поезда которого до 1870 года ходили лишь до Сергиева Посада. Эта железная дорога была дорога длиной в 65 вёрст (69 км).
В 1902—1904 годах архитектором Ф.О. Шехтелем было построено новое здание Ярославского жд вокзала в неорусском стиле. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала жд вокзала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам Ярославского вокзала. В наружном оформлении вестибюля Ярославского жд вокзала использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания железнодорожного вокзала неповторимо причудливым. Вертикальному силуэту вестибюля Ярославского вокзала вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов вокзала, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера.
Перрон Ярославского жд вокзала Москвы был построен в 1910-х годах по проекту Л.Н. Кекушева. При реконструкции Ярославского вокзала в 1965—1966 годах со стороны жд перрона было пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.
В 1995 году закончилась вторая реконструкция Ярославского вокзала Москвы, целью которой являлось расширение площади для пассажиров, улучшение обслуживания в связи с возросшими пассажиропотоками. В результате перепланировки внутренних помещений жд вокзала высвободилась площадь, позволяющая увеличить в два раза число обслуживаемых пассажиров, более удобно расположены 35 билетных жд касс, для чего кассовый зал вынесен на первый этаж Ярославского вокзала, а освободившаяся площадь в 1, 5 тыс. кв.м переоборудована под зал ожидания. Также были отремонтированы галерея и колонный зал, заново отделан потолок, смонтированы автоматические средства пожаротушения и электронная информационная система Ярославского вокзала Москвы.