Локомотивы Ростова » История и информация о железных дорогах России » Железнодорожные перевозчики » Московско-Брестская Железная Дорога
Московско-Брестская Железная Дорога
Казённая железная дорога, проходившая по территории Московской, Смоленской, Могилёвской, Минской, Гродненской губерниям России и связывавшая Московский промышленный район с западной границей и западноевропейскими государствами.Основные линии: Москва - Брест (движение открыто в 1871), Лихославль - Вязьма (1888), Брест - Жабинка (1896). Протяжённость (1913) - 1075 вёрст (в т. ч. 1044 - двухколейный путь). В подвижном составе 469 паровозов, 6132 товарных и 580 пассажирских вагонов. В ведении дороги находились железнодорожные мастерские в Москве и Минске. На дороге было построено 698 искусственных сооружений, в том числе 135 металлические мостов; действовал газовый завод в Москве; в 18 училищах и на электротехнических курсах велась подготовка рабочих кадров. В 1870-96 дорога принадлежала акционерному Обществу Московско-Брестской железной дороги (образовано при слиянии Московско-Смоленской и Смоленско-Брестской железных дорог). После выкупа в казну находилась в ведении МПС; управление дороги в Москве. В 1912 переименована в Александровскую железную дорогу (в честь императора в связи со 100-летием Отечественной войны 1812).
В 1-ю мировую войну по дороге перевозились боеприпасы, продовольственные грузы, воинские эшелоны, беженцы; велись работы по прокладке запасных путей на участке Москва - Минск; построены дополнительные ветви к эвакуационным пунктам у Николаевских казарм в Москве и к авиационным мастерским на Ходынском поле; уложены дополнительные обгонные пути на 29 промежуточных станциях.
В мае 1918 дорога передана в ведение НКПС. По состоянию на начало 1991 входила в состав Белорусской железной дороги.