Локомотивы Ростова » История и информация о железных дорогах России » Железнодорожные перевозчики » Петербург-Московская Железная Дорога
Петербург-Московская Железная Дорога
Казённая железная дорога, сооружённая в 1842-51 между Петербургом и Москвой, положившая начало созданию в России железнодорожной сети общегосударственного значения. Протяжённость линии 604 версты. Рабочее движение открыто в 1846 между Петербургом и Александровским заводом; в мае 1847 пассажирские и грузовые поезда пошли до Колпина. Официальное открытие дороги состоялось 1 ноября 1851. Указ Сенату о решении строить дорогу подписан Николаем I 1 февраля 1842. Учрежден специальный Комитет, в состав которого наряду с официальными представителями власти - П. А. Клейнмихелем, А. X. Бенкендорфом, А. А. Бобринским и др. вошли технические руководители и создатели проекта строительства П. П. Мельников, Н. О. Крафт, К. В. Чевкин.Изыскания велись с двух сторон: от Петербурга под руководством Мельникова, который возглавил впоследствии Северную дирекцию строительства, и от Москвы под руководством Крафта, возглавившего Южную дирекцию. В мае 1842 было представлено экономическое обоснование прокладки трассы по кратчайшему прямому направлению, которое было изложено Мельниковым в "Записке к планам сравнительных изысканий С.-Петербургско-Московской железной дороги". К участию в техническом руководстве строительством были привлечены американские специалисты Д. В. Уистлер и Г. Браун, а также представители отечественной инженерно-технической школы: Н. И. Литин, Д. И. Журавский, В. А. Панаев, П. П. Зуев, Н. И. Антонов, С. Ф. Крутаков, В. И. Граве, И. Ф. Кёниг, А. И. Штукенберг, В. С. Семичев, Н. И. Миклуха и др. В строительстве приняли участие более 800 тысяч рабочих, в значительной степени - выходцы из крепостных крестьян. В середине 19 в. эта железная дорога была наиболее совершенной в техническом отношении и самой протяжённой двухпутной железной дорогой в мире. В период подготовки к строительству дороги был решён окончательно вопрос о постоянной стандартной ширине рельсовой колеи в России. Была принята колея шириной 5 футов (1524 мм), в отличие от более узкой - 4, 85 фута (1435 мм), действовавшей В западно-европейских странах. Это решение позволило получить значительную экономию на сокращении объёма земляных работ. Колея выбранной ширины получила название "русской" и стала нормальной в России. Среди важных технических вопросов был выбор предельного (руководящего) уклона пути и наименьшего радиуса кривых. План трассы проектировался с учётом обеспечения одинаковых скоростей движения поездов на прямых и криволинейных участках. Предельные уклоны были приняты в сторону Петербурга - 0, 025; в сторону Москвы - 0, 005. На криволинейные участки приходилось 47, 6 км (7, 5%), наименьший радиус кривых на перегонах принят 1600 м, на раздельных пунктах - 1065 м. Отсыпка земляного полотна велась под два пути (шир. 9, 45 м на насыпях и 9, 75 м в выемках) с укреплением двойных, а иногда и тройных откосов для предупреждения оползней. В балласте был использован песок для нижнего и кирпичный щебень и гравий для верхнего слоя. Непропитанные еловые шпалы укладывались на положенные в три ряда толстые сосновые доски, укрепляющие земляное полотно. Соединение рельсов осуществлялось с помощью специальных чугунных "подушек". На строительство дороги было поставлено около 50 тысяч пудов рельсов, произведенных на Людиновском железоделательном заводе, где прокатка рельсов была валажена С. И. Мальцевым. На магистрали было возведено 184 железнодорожных моста, 19 путепроводов, проложено 69 водопропускных труб, построены вокзалы и станции. Наиболее крупные железнодорожные мосты на дороге, спроектированные Журавским и построенные под его руководством, - мост через Веребьинский овраг, через реки Мсту, Волхов, Волгу. Вокзалы в Москве и Петербурге были построены по проекту архитектора К. А. Тона, на станции Любань - архитектора Р. А. Желязевича.
В 1855 дорога стала называться Николаевской железной дорогой; в период с 1870 по 1908 к ней присоединился ряд линий, увеличивших её длину более чем в 2 раза (1545 вёрст в 1913). После национализации в мае 1918 дорога перешла в ведение НКПС; по состоянию на начало 1991 - основные линии дороги в составе Октябрьской железной дороги.