FAIL (the browser should render some flash content, not this).
 

Сахалинская Железная Дорога

Сахалинская железная дорога — железная дорога с шириной колеи 1067 мм пролегающая по территории южной части острова Сахалин.

История дороги

Строительство железных дорог на острове Сахалин началось после русско-японской войны 1904—1905 годов, когда в результате заключения Портсмутского договора южная часть Сахалина, до 50-й параллели, отошла к Японии.

Была построена военно-полевая узкоколейная железная дорога Корсаков — Южно-Сахалинск, протяженностью 42, 5 км и шириной 600 мм. Её основное назначение — быстро закрепиться на новой территории. Позже она была переведена на размеры обычной японской колеи — 1067 мм. В 1911 году была отстроена ветка Южно-Сахалинск — Стародубское протяженностью 53, 5 км. А в период 1918—1921 гг. железнодорожной линией были связаны Невельск — Холмск — Чехов — Томари.

На острове много тоннелей, все они выполнены по габариту принятому на японских железных дорогах. Часть подвижного состава эксплуатируемого на острове также имеет японское происхождение — это японские паровозы и дизель-поезда «Киха». Грузовые вагоны, аналогичны вагонам нормальной колеи, но с тележками колеи 1067 мм. Касаемо пассажирских вагонов, то до 2000-х годов, эксплуатировались вагоны японского производства, соответствующего габарита. Пассажирские вагоны ширококолейного габарита практически не использовались. И лишь с начала 2000-х, японские пассажирские вагоны стали массово заменяться вагонами производства ТВЗ. Специально для Сахалинской железной дороги Людиновским тепловозостроительным заводом строились тепловозы с гидропередачей ТГ16 и ТГ22.

Эксплуатационная длина дороги на 1992 год 1072 км, на 2006 год — 804, 9 км. Сокращение длины дороги происходило за счет закрытия малоиспользуемых участков: Дачное — Анива, Долинск — Стародубское и других. Практически прекращена эксплуатация участка Холмск — Южно-Сахалинск. Однако, позже, стал вопрос о восстановлении прямого движения поездов по этому участку, но, в связи с экономической нецелесообразностью, участок решили не восстанавливать.

Дорога характеризуется особым климатом (периоды муссонов, снежные заносы), тяжелым профилем. Для связи с материком используется железнодорожная паромная переправа Ванино (Дальневосточная железная дорога) — Холмск. При транспортировке грузов требуется смена тележек грузовых вагонов. Все эти обстоятельства делают себестоимость перевозки грузов по дороге более высокой по сравнению с материковой сетью железных дорог, причем разница в себестоимости достигает 10 раз.

По решению ОАО «РЖД» в 2003 году началась перешивка колеи Сахалинской дороги: с ширины 1067 мм на ширину 1520 мм. По самым оптимистичным прогнозам, эта работа будет закончена в 2016 году (реально скорее всего не раньше 2020 года). В связи с этим потребуется заменить тяговый подвижной состав дороги.
В мае 2010 года руководством ОАО «РЖД» принято решение о переходе с 1 октября 2010 года Сахалинской железной дороги в состав Дальневосточной.

На дороге имеется музей железнодорожной техники (расположен у вокзала в Южно-Сахалинске), с экспонатами не имеющими аналогов в других музеях. В экспозиции имеются: двухосные японские платформы, японский же снегоочиститель «Вадзима», двадцатипятитонная цистерна постройки 1954 года, шнекороторный снегоочиститель на базе секции тепловоза ТГ16, японский паровоз серии D-51 1948 года постройки.
 
 
Юго-Западная Железная ДорогаРязано-Уральская ДорогаЗакавказская Железная Дорога