Локомотивы Ростова » Информация для пассажиров » Железнодорожная перевозка негабаритных грузов
Железнодорожная перевозка негабаритных грузов
Нестандартный груз создает нестандартные проблемы. У грузоотправителя возникают десятки вопросов. Как грузить, чем крепить, какой маршрут выбрать, как оформлять? Попробуем рассмотреть некоторые из нихНегабаритный груз - понятие весьма неоднозначное, которое не имеет строгого определения в терминологии транспортных услуг. Связано это с тем, что помимо требований к подвижному составу, необходимо еще учитывать пропускную способность и существующие ограничения транспортных сетей, а также безопасность перевозимого груза.
Ограничениями по железнодорожному пути могут выступать как расположенные по маршруту движения мосты, переезды, линии связи и электропередач, так и время суток (при въезде в города), сезон года и погодные условия. Да и само несоответствие груза хотя бы одному из параметров общепринятой для каждого вида транспорта системы "ширина-высота-длина-масса" немедленно делает его негабаритом.
Таким образом негабаритный (нестандартный) груз - это любой громоздкий или тяжелый предмет, который из-за своего веса, размеров или специфических особенностей нельзя перевозить в закрытом контейнере. Под стандартными ограничениями в этом случае следует понимать минимальные и максимальные ограничения, установленные с учетом условий безопасности перевозки различных грузов на каждом виде транспорта (и для каждого государства, если перевозка проходит по территории нескольких стран).
На железнодорожном транспорте к крупногабаритным и тяжеловесным грузам (КТГ) относят грузы, масса которых превышает 60 т, длина - 14 м (длина стандартной платформы 13, 3 м), ширина - 3, 25 м, а высота - 5, 3 м. При этом максимальный вес груза ограничен 500 т, а сами возможности перевозок - размерами тоннелей и мостов, а также малой несущей способностью последних.
Перечень нестандартных (негабаритных) грузов может бесконечно пополняться уникальными товарами - от яхт до паровых котлов - каждый из которых имеет особые формы, вес и размеры. Почти каждый из них является моногрузом и требует индивидуального расчета.
Оформление перевозки негабаритных грузов.
Cуществует целый ряд нормативных документов на перевозку негабаритных грузов. При каждой перевозке обязательным является получение отдельных разрешений с указанием не только параметров груза и транспортного средства, выделяемого для перевозки, но и особых условий движения, включая согласование маршрута перевозки.
Для каждого вида транспорта разработаны правила, регламентирующие перевозку. Как правило, любая транспортировка негабарита является разовой, то есть, можно сказать, уникальной, поэтому никакой универсальной тарифной сетки на перевозку негабаритов нет и быть не может.
Конечно, есть специальные учетные таблицы и программы, позволяющие рассчитать так называемую степень негабаритности груза и тариф на перевозку по железной дороге, однако полученные данные вряд ли могут считаться окончательными, так как они не учитывают всех условий перевозки.
Формирование маршрута
При формировании маршрута для перевозке негабаритного груза основным принципом является обеспечение безопасности транспортировки груза. Не менее важным является правильный выбор специального подвижного состава.
Разработка плана движения оговаривается специальными документами, регламентирующими, в частности:
* основные показатели транспортных средств;
* особые условия перевозки КТГ;
* состав организаций, участвующих в согласовании маршрута и осуществляющих надзор за выполнением транспортных операций;
* организационные обязанности сторон и т. д.
Информация по отправке негабаритного груза поступает от клиента и перевозчика, а данные о транспортной сети представляются соответствующей й организацией. Поскольку общая транспортная сеть не всегда пригодна для провоза КТГ, то маршрут формируется с учетом вероятности проезда по тем или иным дорогам. Поэтому на отдельных этапах при формировании маршрута нужно предусматривать альтернативные варианты перевозки.
После расчета производится поэтапное согласование маршрута (отдельных его участков) с различными организациями. Порой эта процедура занимает очень много времени.
Крепление негабаритного груза
При перевозке негабаритного груза по железной дороге грузовладелец либо сам предоставляет схему креплений и материал для них (бруски, металлическую проволоку и т. д.), либо отдает эти функции в аутсорсинг экспедитору.
Нарушения при перевозке КТГ автотранспортом
Основными нарушениями являются:
* неправильное оформление документов, дающих право на провоз негабаритного груза;
* несоответствие массы негабаритного груза, зафиксированной в разрешении, фактической массе грузов;
* разрушение мостовых сооружений;
* неправильное крепление груза.