Локомотивы Ростова » Новости железнодорожного транспорта » В мире » История развития скоростных поездов TGV
История развития скоростных поездов TGV
Сегодня по железнодорожным магистралям Франции ежедневно курсируют десятки скоростных поездов, скорость которых достигает 300 километров в час.А начиналось все 25 лет назад. Именно тогда успешно завершил свой первый пассажирский рейс по маршруту Париж–Лион–Париж поезд-экспресс нового поколения, способный мчаться со скоростью 260 километров в час.
«Высокоскоростной поезд? Подобного рода проект – пустая трата денег, через 10 лет эксплуатация поездов вообще прекратится. С рынка пассажирских перевозок их вытеснит автомобильный и авиационный транспорт».
Примерно так оценивали скептики в конце 50-х годов прошлого столетия поставленную инженерами Национального общества железных дорог Франции (SNCF) цель создать поезд-экспресс, который мог бы перевозить пассажиров со скоростью 300 километров в час при полной для них безопасности.
В 1964 году, когда при финансовой поддержке правительства во Франции полным ходом велись работы по конструированию экспрессов на магнитной подвеске и уже был разработан первый двигатель локомотива, работающий на газе, способный обеспечить скорость 200 километров в час, коллеги из Страны восходящего солнца нанесли по самолюбию французов ощутимый удар.
По случаю Олимпийских игр в Токио японские инженеры сконструировали железнодорожный экспресс Shinkansen, разгонявшийся до 220 километров в час.
Это подтолкнуло французов к разработке ультрасовременного двигателя, работа над созданием которого была завершена в 1971 году и который получил кодовое название X4300 TGS.
При испытаниях он позволял развивать скорость 252 километра в час. Ободренное успехом, SNCF поручило французскому промышленному консорциуму во главе с компанией Alstom Atlantique создать с целью последующего внедрения в эксплуатацию еще более мощный двигатель.
Такой двигатель был сконструирован, получив название TGV 001 (TGV – аббревиатура от французского «высокоскоростной поезд»).
Он был способен разогнать поезд-экспресс до 318 километров в час, но имел один большой недостаток: работал на газе. Поскольку в 1973 году грянул мировой нефтяной кризис, в результате чего цены на горючее резко возросли, от идеи эксплуатации TGV 001 пришлось отказаться.
Тогда французские инженеры сделали ставку на создание электродвигателя, несмотря на всю затратность проекта.
Ставка была правильной, и уже в 1974 году они сконструировали моторный вагон Zebulon c двигателем Z7001.
В течение 20 месяцев испытаний его пробег составил свыше одного миллиона километров, из них 25 тысяч на скорости, превышающей 300 километров в час.
За испытательный период инженерам удалось облегчить массу моторного вагона на две с половиной тонны.
В 1976 году тогдашний президент Франции Валери Жискар д’Эстен взял под личный контроль сооружение между Парижем и Лионом первой железнодорожной трассы для высокоскоростных экспрессов.
Двумя годами позже на заводе Alstom во французском городе Бельфор были собраны два ТGV-первенца, которых «окрестили» Патрик и Софи.
Они оказались более чем капризны: в их конструкции потребовалось внести около 15 тысяч различного рода модификаций, прежде чем «близнецы» полностью удовлетворили своих создателей.
Первая попытка ввода экспрессов ТGV в коммерческую эксплуатацию была предпринята SNCF в 1980 году, однако не была успешной.
Зачетные испытания движения поездов с пассажирами выявили один-единственный, но серьезный недочет: поддерживать разговор в вагоне было невозможно. Пассажиры попросту не слышали друг друга из-за сильного шума, возникавшего в результате вибрации.
Проблему удалось решить при помощи резиновых протекторов, которые установили в узле подвешивания и которые позволили высокоскоростным поездам справиться с вибрацией.
Начало эре TGV было положено в 1981 году сменившим д’Эстена на посту президента Франции Франсуа Миттераном, который дал старт эксплуатации первой высокоскоростной железнодорожной магистрали на территории Европы.
При скорости движения 260 километров в час экспресс ТGV преодолевал расстояние между Парижем и Лионом за два часа.
До французов подобного успеха удалось добиться лишь японцам.
Коммерческий эффект от начала эксплуатации TGV оказался более значительным, чем ожидалось.
«SNCF без TGV просто не выжило бы», – признался недавно бывший директор компании Луи Галуа.
Сегодня по железнодорожным магистралям Франции ежедневно курсируют десятки скоростных поездов, скорость которых достигает 300 километров в час.
ТGV активно перешагивают границы. Они уже связали Францию с Бельгией, Великобританией и Германией, а в скором времени соединят также с Италией и Испанией.
С учетом перспективы создания на территории Европы высокоскоростных трансграничных железнодорожных коридоров промышленные компании уже работают над созданием еще более скоростных экспрессов повышенной комфортности.
В частности, французская Alstom конструирует TGV четвертого поколения под кодовым названием AGV (Automotrice a Grande Vitesse - высокоскоростной моторный вагон), способный разгонятся до 350 и выше километров в час .
Ожидается, что экспериментальный прототип такого экспресса будет создан в конце 2007, а его испытания планируется завершить в 2008 году.
Путем повышения скоростных возможностей TGV европейские железнодорожники рассчитывают отобрать у авиаторов как можно большую долю рынка международных пассажироперевозок.
«Все мы – японцы, корейцы, немцы и французы – задались целью «перевалить» рубеж скорости 350 километров в час, однако это связано со значительным ростом потребления электроэнергии», – заметил в этой связи заместитель директора SNCF Гийом Пепу.
По его словам, повышение скорости движения TGV также неотъемлемо связано с решением проблемы создания усовершенствованных систем торможения и шумопоглощения.