Железнодорожное машиностроение в России
Российское железнодорожное машиностроение на сегодняшний день имеет большие перспективы развития. Это связано с оживлением на внутреннем рынке сбыта и отчасти связано с возвратом на традиционные внешние. На руку отечественному производителю играет и тот факт, что его продукция дешевле и более адаптирована к российским условиям, чем иностранная. Но в ближайшей перспективе, когда вопросы энергоэффективности выйдут на первый план, вышеперечисленных преимуществ отечественного производителя на поддержание стабильных позиций может и не хватить.
Российское железнодорожное машиностроение можно разделить на 4 сектора: локомотивостроение, грузовое и пассажирское вагоностроение, производство путевой техники. Локомотивостроением занимается частная «Группа Синара», на грузовом вагоностроении специализируется государственный «Уралвагонзавод», а частный «Трансмашхолдинг» охватывает все сегменты отрасли.
Охарактеризуем последнюю компанию (всё-таки она является крупнейшей в России в области транспортного машиностроения). Основанное в 2002 году закрытое акционерное общество «Трансмашхолдинг» имеет представительства в Казахстане, Узбекистане, Беларуси, Украине; а штаб-квартира компании расположена в Москве. Интересно, что «Трансмашхолдинг» не раз критиковался за «технологическое отставание», которое компания пытается преодолеть, в том числе и с помощью иностранного сотрудничества.
Отрасль является стратегически важной, ибо в связи с тем, что государственная ОАО «РЖД» является основным заказчиком, политика государства играет определяющую роль в развитии ж/д машиностроения; также ж/д транспорт исключительно важен для экономического развития; и отрасль способна стать центром концентрации передовых технологий. Имеет смысл для сохранения и усиления позиций отечественного производителя ж/д подвижного состава защитить отечественные предприятия от конкуренции иностранных производителей, а также обеспечить государственную поддержку консолидации предприятий отрасли в рамках одной компании.
В целом отрасль способна полностью удовлетворить внутренний спрос (в отличие от автомобилестроения и самолётостроения), она имеет большие перспективы, но для сохранения текущих позиций в данном секторе экономики должна проводиться целенаправленная государственная политика.