FAIL (the browser should render some flash content, not this).
 

Утилизация старых железнодорожных шпал

Утилизация отслуживших свой срок деревянных железнодорожных шпал — проблема железнодорожной отрасли. Eжегодно скапливаются миллионы демонтированных шпал. Можно захоронить их на специальных полигонах. Но в таких шпалах очень много вредных веществ, которые могут попасть в грунтовые воды. И на сегодня мощностей таких полигонов уже не хватает. В результате старые шпалы складируются. Конечно, шпалы можно просто сжечь, но содержащийся в них креозот очень токсичен. На сегодняшний день уже созданы комплексы, которые сжигают старые деревянные шпалы, не нанося при этом урона ни природе, ни обслуживающему персоналу. Создает такие комплексы термического уничтожения железнодорожных шпал компания "Турмалин".

Огромная часть России - это Сибирь и Северные регионы, длинные морозные зимы и многолетняя мерзлота. Железобетонные шпалы в таких климатических условиях малопригодны - сильно деформируются и просто лопаются от морозов. Так что для холодных районов годятся только деревянные шпалы. Но рано или поздно их нужно менять. И все они пропитаны токсичным креозотом и другими антисептиками. Куда их девать? Построить из них баньку? Хороша парилка с ароматом креозота! Построить деревянные мосты - токсины уйдут в воду. Бросить в печку и сжечь - вы получите на выходе из трубы целый букет из ацетона, бутанола, фенолов и другой гадости! Безопасного повторного применения старогодним деревянным шпалам с химической пропиткой нет! А таких шпал всё больше и больше накапливается. Их меняют каждые 10-15 лет по всей дороге! Т.е. пока есть железная дорога, всегда будет стоять вопрос об утилизации старых шпал.

Раз деревянные шпалы нельзя ни хранить, ни использовать повторно, значит их необходимо уничтожать. А как уничтожить дерево? Ответ очевиден – сжечь. Но обычная топка не подойдет. Оборудование, которое предлагает "Турмалин" – это тоже печи, но не простые. В инсинераторах мощная система газоочистки. Во-первых, это камера дожигания отходящих газов, затем циклон для очистки газов от пыли и взвешенных частиц, а после скруббер – для окончательной очистки. Только такая технология позволяет обеспечить экологическую безопасность всего процесса сжигания шпал. Производительность комплексов – от пятидесяти килограммов до десяти тонн отходов в час.

Такие комплексы уже работают. В Иркутской области на станции Тагул стоит комплекс утилизации шпал на базе инсинератора ИН-50.5М, производительность его 500 кг/час. Комплекс изготовлен по заказу ВСЖД. Шпалы перед отправкой в камеру сжигания распиливают на несколько частей и в вагонетках поднимают к загрузочному люку. Внутри печи работает несколько толкателей-ворошителей, которые проталкивают шпалы вглубь печи и перемешивают их, чтобы горели лучше. Золы на выходе из печки остается не больше пяти процентов от исходной массы. Когда комплекс запускался, экологи проверяли выбросы – всё подтвердилось, вредных веществ из трубы комплекса выходит в десятки раз меньше, чем это предписывают экологические нормы.

Первый комплекс по термическому уничтожению шпал, разработанный именно для сжигания шпал, установлен на Тихорецком шпалопропиточном заводе в Краснодарском крае в 2001 году. Производительность 150 кг/час. Новый комплекс 2009 года - в Иркутской области (500 кг/час).

В мире единицы производителей оборудования для утилизации старых пропитанных шпал. Проблема деревянных шпал не столь актуальна в Европе, а тем более в южных странах. Разве что Канада и США, но там всё больше говорят о переходе на другие материалы.

Три основных функции комплексов утилизации шпал:
- Избавление от опасных отходов.
- Улучшение экологической обстановки.
- Выработка тепловой энергии.

В случае с деревянными шпалами тепло – это "побочный продукт". Шпалы по калорийности близки к каменному углю. Когда они сжигаются в таком количестве, выделяющееся тепло можно и нужно использовать. В Тагуле железнодорожники решили вообще отказаться от угольной котельной и с вводом в строй инсинератора отапливать от него всю станцию и железнодорожный поселок. Тут вам и горячая вода, и паровое отопление.

Главной задача на сегодня – сделать так, чтобы шпалы сжигались в печке целиком – без всякого дробления и распиловки. В старых шпалах часто попадаются инородные детали: шкворни, металлические болты, гранитная крошка. Пилы и дробилки, постоянно натыкаясь на такой "мусор", ломаются. В итоге процесс измельчения шпал слишком дорого обходится. Поэтому сейчас "Турмалин" работает над проектом комплекса утилизации старогодних шпал, в котором исключена необходимость измельчения шпал.
 
 
Железная дорога пополнилась устройствами безопасностиРазвитие высокоскоростного железнодорожного движения в РоссииДетская железная дорога в Ростове-на-Дону открывает новый сезон